cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1

Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 170 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»


Утверждено:
решением педагогического совета
Протокол №1
от 31.08.2022г.

Согласовано:
.








Программа по развитию логического мышл ения
для детей 3 – 5 лет

« Маленькие логики »












Составитель:
Педагог -психолог :
Емельяненко Ульяна Олеговна





Заведующий Детским садом № 170

31.08.2022г .

Страница 2

Пояснительная записка

Введение
Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменя ю щийся,
динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чт о-
бы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позв олили бы е му
успешно адаптироваться к новым условиям социума.
Сегодня существует большое количество образовательных программ для
детского сада, и учреждения имеют возможность выбрать ту, которая о твечает их
требованиям и интересам. В последнее время актуальным являе тся экологическое
направление, художественно -эстетическое и интеллектуал ьное.
Уделяя внимание развитию сенсорных, познавательных, математических и
др угих способностей д етей, развитие логического мышления отодвигается на вт о-
рой план. В арсенале вос питателей, педагогов -психологов не так много методич е-
ского и практического материала, позволяющего углубленно раб отать над разв и-
тием определенных сп особностей. Кроме того, последнее вр емя акценты делались
на работу с детьми, имеющими трудности в усвоении п рограммы. Дети же,
имеющие высокий ур овень познавательных способн остей, оставались без дол ж-
ного вним ания. Разраб отанная программа позволит устранить этот недостаток.
Словесно -логическое мышление является высшей стадией развития детск о-
го мышления. Д остижение этой стадии – длительный и сложный пр оцесс, т.к.
полноценное развитие логического мышления требует не только высокой акти в-
ности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существе н-
ных признаках предметов и явлений действительности , которые закреплены в
словах.
Не следует ждать, когда ребенку исполнится 14 лет, и он достигнет стадии
формально -логических операций, когда его мышление приобретет черты, хара к-
терные для мыслительных действий взрослых. Начинать разв итие логичес кого
мышления следует значительно раньше.
Но зачем логика маленькому дошкольн ику? По мнению Л.А.Венгера «для
пятилетних детей одних внешних свойств в ещей явно недостаточно. Они вполне
готовы к тому, чтобы постепенно знакомит ься не только с вне ш ними , но и с вну т-
ре нними, скрытыми свойствами и отнош ениями, лежащими в основе научных
знаний о мире… Все это принесет пользу у мственному развитию ребенка только в
том случае, если обучение будет направл ено на развитие умственных способн о-
стей, тех способностей в области воспр иятия, образного мышления, воображения,
которые основываются на усвоении о бразцов внешних свойств вещей и их разн о-
видностей…»
Навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, будут сл у-
жить фундаментом для получения знани й и развития способностей в старшем
возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является н авык логическ о-
го мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему при е-
мами логического мышления, труднее будет решать зад ачи, выполнение упра ж-
нений потребует больших затрат времени и сил. В р езультате может пострадать
здоровье ребенка, ослабнет или вовсе угаснет и нтерес к учению.

Страница 3

Овладев логическими операциями, ребенок будет более внимательным, на у-
чится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироват ься на с у-
ти проблемы. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьна я
жизнь будут приносить радость .
В данной программе показано как через спец иальные игры и упражн ения
мо жно сформировать умение дете й самостоятельно устанавливать лог ические о т-
ношения в окружающей действительности. Работая с дошкольн иками над разв и-
тием п ознавательных процессов, приходишь к выводу, что о дним из необходимых
условий их успешного развития и обучения является системность, т .е. система
сп ециальных игр и упражнений с последовательно ра звивающимся и усложня ю-
щи мся содержанием, с дидактическими задач ами, игр овыми действиями и прав и-
лами. Отдельно взятые игры и упражнения могут быть очень интересны, но, и с-
пользуя их вне системы, не льзя достичь желаемого об учающего и развивающего
резул ьтата.
Цель программы – овладение детьми на элементарном уровне при емами
логического мышления.
Задачи:
- Обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравн ению,
отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщ ению, умоза к-
лючениям.
- Учить детей ориентироваться в пространстве.
- Развивать у детей высшие психические функции, умение рассуждать, док азы-
вать.
- Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, жел а-
ния прийти на помощь сверстнику.
Ожидаемый результат – овладение детьми среднего дошкольного во зраста
приемами логического мышления.
Спос об проверки результатов работы: обобщающие занятия после к аждого
раздела и 2 диагностики (промежуточная (январь) и итоговая (май)) уровня у с-
воения операций логического мышления.
Критерии диагностики:
- Умение детей сравнивать, классифицировать, обо бщать, систематизировать
предметы окружающей действительности.
- Умение ориентироваться в пространстве, различать право -лево, верх и низ.
- Умение детей запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказ ывать,
рассуждать.
- Умение детей работать в парах, микрогруппах; проявление доброжелател ьного
отношения к сверстнику, умение его выслушать, помочь при необход имости.
Программа пре дназначена для работы с детьми 3 -5 лет

Критерии оценки усвоения программы:
Высокий уровень: Ребенок владеет основными л огическими операци ями.
Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по сущ ественным
признакам. Способен объединять и распределять предметы по группам. Свободно
оперирует обобщающими понятиями. Умеет мысленно делить целое на части и из

Страница 4

частей формировать целое, устанавливая между ними связь. Ребенок находит з а-
кономерности в явлениях, умеет их опис ывать. Может при помощи суждений д е-
лать умозаключения. Способен орие нтироваться в пространстве и на листе бум а-
ги. У ребенка достаточно большой словарн ый запас, широкий спектр бытовых
знаний. Он наблюдателен, вн имателен, усидчив, заинтересован в результатах св о-
ей работы. Владеет нав ыками сотрудничества, умеет работать в паре и микр о-
группе.
Средний уровень : Ребенок владеет такими логическими операция ми, как
сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Умеет мысленно у ста-
навливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их сущ естве н-
ные признаки. Умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в
самостоятельном распреде лении их по группам, т.к. не всегда оперирует обо б-
щающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения,
но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок не всегда видит зак о-
номерности в явлениях, но способен составить описатель ный рассказ о них. З а-
трудняется самостоятельно делать умозакл ю чения. Ребенок имеет достаточный
словарный запас. Способен ориентир оваться в пространстве и на листе бумаги.
Ребенок чаще всего внимателен, н аблюдателен, но не усидчив. Умеет работать в
паре, но испытывает трудности при работе в микрогруппах.
Сроки реализации программы – с сентября по май .
Режим занятий – 2 занятие в неделю продолжительностью 3 0 минут.
Количество детей – 10 -15 человек.
Формы и приемы работы:
- игра;
- самостоятельная деятельность детей;
- игра -путешествие;
- рассматривание;
- чтение художественной литературы.
Для достижения ожидаемого результата целесообразнее придерживаться о пред е-
ленной структуры занятий , например:
- Разминка.
- Основное содержание занятия – изучени е нового материала.
- Физминутка, пальчиковая гимнастика.
- Закрепление нового материала.
- Развивающая игра, рисование, шнуровка.
- Разминка в виде загадки, знакомства со сказочным персонажем позволяет акт и-
визировать внимание детей, поднять их настроение, пом огает настроить на пр о-
дуктивную деятельность.
Основное содержание занятия представляет собой сов окупность игр и у п-
ра жнений, направленных на решение поставленных задач да нного занятия.
 Физминутки и пальчиковая гимнастика позволяют детям расслабит ься, п е-
реключиться с одного вида деятельности на другой, способствуют развитию
крупной и мелкой моторики.
 Закрепление нового материала дает педагогу возможность оценить степень
овладения детьми новым знанием.

Страница 5

 Развивающая игра, рисование в конце занятия явл яются своеобразной ре ф-
лексией, логическим окончанием проделанной работы и служат стимулом
для ее продолжения.

Содержание программы
Краткое описание разделов и тем занятий (разделы соответствуют опред еле н-
ной логической операции, которой будем обучать на занятии):
Анализ – синтез . Цель – учить детей делить целое на части, устанавливать между
ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предм ета.
Игры и упражнения: нахождение логической пары (кошка – котенок, собака – ?
(щенок )). Дополнение картинки (подбери заплатку, дорисуй карман к платью).
Поиск противоположностей (легкий – тяжелый, холодный – гор ячий). Работа с
пазлами различной сложности. Выкладывание картинок из счетных палочек и
геометрических фигур.
Сравнение . Цель – учить мысленно устанавливать сходства и различия предм е-
тов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие д етей. Сове р-
шенствова ть ориентировку в пространстве. Игры и упражнения: закрепление п о-
нятий: большой – маленький, длинный – короткий, низкий – высокий, узкий –
широкий, выше – ниже, дальше – ближе и т.д. Оперирование понятиями «такой
же», «самый». Поиск сходства и ра зличий на 2 -х похожих картинках.
Ограничение . Цель – учить выделять один или несколько предметов из группы
по определенным призна кам. Развивать наблюдательность детей.
Игры и упражнения: «обведи одной линией только красные флажки», «найди все
некруглые предметы» и т.п. Исключение четвертого лишнего.
Обобщение . Цель – учить мысленно объединять предметы в группу по их свойс т-
вам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять быт овые знания
детей. Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель,
посуда, транспорт, овощи, фрукты и т.п.
Систематизация . Цель – учит ь выявлять закономерности; расширять сл оварный
запас детей; учить рассказывать по картинке, пересказывать.
Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь, ка р-
тинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в лог и-
ческой последовательности.
Классификация . Цель – учить распределять предметы по группам по их с ущес т-
венным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оп ерирование
ими.
Умозаключения . Цель – учить при помощи суждений делать заключение. Сп о-
собствов ать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение.
Игры и упражнения: поиск положительного и отрицательного в явлениях (напр и-
мер, когда идет дождь, он питает растения – это хорошо, но плохо то, что под д о-
ждем человек может промокнуть, простудиться и заболеть). Оце нка верности тех
или иных суждений («ветер дует, потому что деревья кач аются». Верно?). Реш е-
ние логических задач.

Страница 6

Методическое обеспечение программы
Игры и упражнения на развитие логического мышления являются сре дством
дост ижения заявленной цели программы.
Чтобы приучить ребенка к умственному труду необходимо сделать его инт е-
ресным, занимательным.
Занимательность умственного труда достигае тся разными методами, ср еди
которых на особом месте стоит дидактическая игра, содержащая в себе на ибол ь-
шие возможности для развития умственной деятельности детей, для ра звития с а-
мостоятельн ости и активн ости их мы ш ления. В игровой форме сам процесс мы ш-
ления протекает быстрее, активнее, т.к. игра – вид деятел ьности, присущий этому
возрасту. В игре ребенок пр еодолевает трудности умс твенной работы легко, не
замечая, что его учат .
Роль игры – научить ребенка выполнять поставленную перед ним зад ачу,
действовать по прав илам, стремиться к результату, играть самостоятельно или со
сверстниками.
Классификация игр:
1. Предметные игры:
– дидактические;
– развивающие (имеющие несколько уровней сложно сти);
– игры на развитие пространственного воображения (игры со строительным мат е-
риалом);
– игры со счетными палочками (развивают не только тонкие движения рук и пр о-
странс твенные представления, но и творческое воображение, представл ения о
форме, количестве , цвете).
2. Словесные игры:
– загадки;
– логические задачи.
3. Пальчиковые игры и игры -шнуровки (активизируют деятельность мо зга,
развивают мелкую моторику рук, способствуют развитию речи и творч еской де я-
тельности).

Перспективное планирование занятий
Раздел, тема зан я-
тия
Месяц
Кол -во
занятий.
Цель, задачи Материал
Знакомство.
1. Тема: «Дружные
ребята»
Сравнение.
2.Тема : «В гостях у
зайчика»
Сентябрь
1 неделя
Познакомить детей друг с
другом, со здать благ о-
приятную атм осферу на
зан ятии. Сплотить гру п-
пу.
учить детей мы сленно
устанавл ивать сходс тва и
ра зличия предм етов по
существенным пр изн а-
кам;
Аудиозаписи весёлых
детских песен.
Игрушка заяц. Д.И.
«Найди отличия».
игры -шнуровки .

Страница 7

– развивать вним ание,
восприятие;
Сравнение.
1. Тема: ««Кот в с а-
погах»»
2. Тема: «Помоги
Н езнайке»
Сентябрь
2 неделя
Закреплять умение у ста-
навливать схо дства и ра з-
личия предметов, разв и-
вать внимание, воспр и-
ятие;
– совершенствовать ор и-
ентировку в пр остранстве.
Иллюстрация Кот в
сапогах, картинки с
изображением сапог
разного цвета, с ра з-
ными узорами, ра з-
ные по высоте. И г-
рушка Незнайка.
Картинки с изобр а-
жением предметов
разных по высоте,
ширине, длинне.
Обобщение
1.Тема: «Витаминка
путешествует»
2.Тема: «Обобща ю-
щее занятие ».
Сентябрь
3 неделя

учить детей мысле нно
объединять и предм еты в
группы по их свойс твам;
– способствовать об ога-
щению слова рного запаса
детей, расш ирять быт о-
вые знания,
закреплять обо бща ю щие
понятия, свободно опер и-
ровать ими .
И зображения фру к-
тов, овощей, дома ш-
них и диких живо т-
ных, транспорта, п о-
суды,
– д/и «Логический
поезд»
– счетные палочки,
набор геометрич е-
ских фигур
Ограничение
1.Тема: «В гостях у
лисы»
2. Тема: «Лиса в
гостях у детей»
Сентябрь
4 неделя
-учить детей выд елять
один или н есколько
предметов из груп пы по
опред еленным пр изнакам;
-развивать наблюд ател ь-
ность детей.
игрушка -лиса,
– фасоль (белая и к о-
ричневая) и емкость
для нее,
– набор предметных
картинок: игрушки,
фрукты, овощи,
транспорт и т.д.
– игры -шнуровки.
Анализ -синтез
1.Тема «Ёжик -
портной»
2.Те ма: «Подскажи
Н езнайке»



Октябрь
1 неделя
– учить детей делить ц е-
лое на части, уст анавл и-
вать между н ими связь;
– учить мысленно с оед и-
нять в единое целое части
предм ета.
– игрушка -ёжик,
– рисунки сарафанов
с карманами разной
формы и цвета,
– пазлы, игры -
шнуровки,
– счетные палочки,
геометрические ф и-
гуры

Анализ -синтез
1.Тема: «Умный
Гн омик»
Октябрь
3 неделя
– продолжать учить мы с-
ленно соединять в единое
целое части предмета.
– д/и «Находим пр о-
тивоположности»,
«Дополни картинку»,

Страница 8

2.Тема: Обобщающее
занятие .
«Что для чего?».

Систематизация
1.Тема :«Ученый
Кот»
2.Тема: «Что снач а-
ла? Что потом?»

Октябрь
4 неделя
– учить детей выя влять
закономерности;
– расширять слова рный
запас;
– учить составлять оп иса-
тельный ра ссказ, п ереск а-
зывать.
– игрушка -кот, мы ш-
ка
– мозаика, игры -
шнуровки.
– д/и «Истории в ка р-
тинках», «Логич е-
ские цепочки».
Классификация
1.Тема: «Пчелка
Майя»
2.Тема: «Наши др у-
зья (рыбы, птицы,
живо тные)»
Ноябрь
1 неделя
– учить детей мы сле нно
распределять пре дметы
по группам по их свойс т-
вам;
– способствовать об ога-
щению слова рного запаса
детей, расш ирять быт о-
вые знания,
– закреплять обо бща ю-
щие понятия, св ободно
оперир овать ими
изображение пчелки,
– предметные ка р-
тинки: посуда, ж и-
вотные, транспорт и
т.д.
– мозаика
Умозаключения
1.Тема: «Да, но…»
«Потому, что…»
2.Тема: «Задачи Л о-
гика»

Ноябрь
2 неделя
– учить детей при п омо-
щи суждений делать ум о-
заключ ения,
– способствовать ра сш и-
рению слова рного запаса
детей,
– развивать вообр ажение
– изображение ос ь-
минога, птиц, Логика
(человечек из ге о-
метрических фигур)
– трафареты (птицы,
геометрические ф и-
гуры, фрукты)
– набор геометрич е-
ских фигур
– «бусы» (проволока
и пластмассовые ц и-
линдры)
– игры -шнуровки,
– д/и «Логика»
Сенсорное развитие
1.Тема :«В гости к
коту Ваське» .
2.Тема: «Дорожка к
сыру»
Ноябрь
3 неделя
Формировать умение
группировать пре дметы
по 1 -2 свойс твам (фо рма,
цвет, размер). Закреплять
предста вление дет ей о
блоках Дьен еша, пре д-
ставл ения д етей о форме
и об о сно вных цветах;
Учить находить один и
много предметов о твечать
на вопрос «скол ько?», и с-
Квадраты выреза н-
ные из картона, д о-
мик, игрушки –котик,
мышонок, коврики из
цветной бумаги ра з-
ных цветов, дуги (для
подвижной игры),
листы с заданием на
каждого ребенка для
игры «Дорожка к с ы-
ру», блоки Дьенеша

Страница 9

пол ьзовать слова один,
много.


Сенсорное развитие
1.Тема «Чудесный
мешочек»
2.Тема: «Что изм е-
нилось?»
Ноябрь
4неделя
Закреплять знания о фи-
гурах . Формир овать пре д-
ставления о цвете, форме,
вел ичине. Н акладывать на
картинку столько деталей,
скол ько их нарисов ано.
Форм ировать ум ения у з-
навать и наз ывать ге оме т-
рические тела на ощупь.
Пр одолжать знакомить
детей с бл оками как с и г-
ровым м атериалом.

-Игрушки: Петушок,
котенок, щенок, т е-
ленок, козленок, бл о-
ки -Дьенеша,
схемы для составл е-
ния дорожки на ка ж-
дого ребенка, ка р-
тинки с заданием на
каждого ребенка
«Собери кота», м е-
шочек
Пространственные
представления
1.Тема: "Раз сн е-
жинка, два снежи н-
ка..."
2.Тема: «Учимся
сра внивать".
Декабрь
1 неделя
Развивать наблюд ател ь-
ность, речь, пр остранс т-
венные пре дставления,
умение в ыделять свойства
пре дметов;
Закрепить с детьми ге о-
метрическую ф игуру -
треугольник и его свойс т-
ва;
Развивать логическое
мышление и вообр аже-
ние.
- игрушка снеговик
-Д/и «День -ночь»
-Д/и «Украсим елку»
-Д/и «Дорисуй ка р-
тинку »
Умозаключения
1. Тема: "Поиск з а-
кон омерностей
2. Тема: "День -
ночь -вечер -утро"
Декабрь
2 неделя
Развивать алгори тмиче-
ское мышление, ум ение
выполнять дейс твия по
образцу, на о снове сра в-
нения выд елять закон о-
ме рность в располож ении
фигур;
ориентироваться в сп еци-
ально созда нных пр о-
странстве нных с итуациях
Игрушка мишка
-Д/и «Поезд»
-Д/и «Найди игру ш-
ку»
-Д/и «Построим ст у-
пеньки к домику»
иллюстрации с из о-
бражением времени
суток.
Анализ - синтез
1.Тема: « Загадки
зимы»
Декабрь
3 неделя
Развивать умение ан али-
зировать, сра внивать,
осуществлять п ослед ова-
Игрушка Снеговик.
Д\и «Коврик из сн е-
жинок »

Страница 10

2. Тема: «В гостях у
гнома»
тельные дейс твия;
умение сравнивать с ово-
купность пре дметов по
количеству с пом ощью
составл ения пар, выд е-
лять признаки сходства и
различия;
Воспи тывать комм уника-
тивные навыки, п ознав а-
тельный и нтерес.
Д/и «Что измен и-
лось?
Цветные карандаши,
листы бумаги.
Сенсорное развитие.
1. Тема: «Волшебная
коробочка »
2.Тема «Собери цв е-
ток»
Декабрь
4 неделя
Познакомить детей с бл о-
ками Дьенеша. З акрепить
основные цв ета (красный,
же лтый, синий).
Развивать мелкую м ото-
рику, зрител ьное воспр и-
ятие и прои звольное вн и-
мание.
Воспитывать жел ание
помогать друг другу.
Блоки Дьенеша, ку к-
ла. костюм зайчика,
листы с заданиями на
каждого ребенка

Сравнение
1.Тема: «Как раб о-
тать с палочками
Кюизенера »
2.Тема: «Подбираем
к домику крышу» .
«Выкладываем из
пал очек»
Январь
2 неделя
Учить различать п алочки
по цвету; о сва ивать эт а-
лоны цв ета и их название;
использ овать в речи сл о-
ва: т акая же, од инаковые,
одинак овые по цвету и по
дл ине… ; развивать зр и-
тельный глазомер; фо р-
мировать навык с амоко н-
троля и с амооценки.
палочки Кюизенера .
Игрушк а Буратино.
Внимание. наблюд а-
тельность.
1.Тема : «Рассмотри
внимательно»
2.Тема: «Свет, з а-
жгись!.№5»

Январь
3 неделя
Развитие произвол ьного
внимания и н абл ю дател ь-
ности. Развитие памяти на
события.
Любая сюжетная ка р-
тинка и отличная от
неё сюжетная ка р-
тинка. Настольная
лампа или торшер.
Восприятие.
1.Тема: «Пирами д-
ка»
2.Тема «Актёр»
Январь
4 неделя
Улучшение качества де я-
тельности зр ител ьного
анализат ора, ра звитие
цвет оразлич ения. Обуч е-
ние спосо бности объед и-
нять все сво йства объе к-
та.
Пирамидка, состо я-
щая из колец разных
цветов.
Умозаключение Февраль Развитие наблюд ател ьно- Набор карточек 4 шт.

Страница 11

1.Тема:« Что забыл
нарисовать худо ж-
ник? »
2.Тема: «Снежинки»
1 неделя сти, умения и спол ьзовать
при во сприятии свой
пр ошлый опыт и знания.
Развитие пр остранс тве н-
ных пре дставлений.
На первой карточке
лиса баз хвоста, на
второй расчёска без
зубчиков, на третьей
т- машина без колёс,
на четвёртой - рыба
без плавников. Лист
со снежинками в ра з-
ных углах листа.

Умозаключение.
1.Тема: «Что нар и-
сов ано»
2.Тема: «Сравнени е
предметов»

Февраль
2 неделя
Развитие умения и спол ь-
зовать при во спр иятии
свой пр ошлый опыт и
знания. Умение их выр а-
жать словесно. Развивать
способность выд елять
черты сходс тва и ра зли-
чия.
Набор карточек с
пунктирным изобр а-
жением знакомых р е-
бёнку предмето в, ж и-
вотных. Картинки:
муха и бабочка, стол
и стул, книга и те т-
радь, вода и молоко.
Классификация.
1.Тема : «Пуговицы»
2.Тема : « Грибочки »
Февраль
3 неделя
Развитие способн ости к
сличению и сорт ировке
предм етов по форме, цв е-
ту и вел ичине.
Несколько флажков и
пуговиц разного цв е-
та.
Внимание.
1.Тема: «Зеркало»
2.Тема: «Зеваки»
Февраль
4 неделя
Развитие зрительного и
двигательного вн имания.
Развитие вол евого (пр о-
извол ьного вним ания)
Аудиозаписи весёлых
детских песен.
Флажки разных цв е-
тов.
Сравнение
1.Тема: «Какое, что
бывает»
2.Тема: «Жили - бы-
ли»
Март
1 неделя
Учить сравнивать, обо б-
щать свойства предметов
и пон имать значение п о-
нятий в ысокий, низкий.
Разв ивать мышление.
Иллюстрации с из о-
бражением дерево,
столб, человек, дом.
Цыплёнок, курица.
Семечко, цветок
(картинки).
Внимание
1.Тема: «Будь вн и-
мат елен!»
2.Тема: «Слушай
хло пки»
Март
2 неделя
Стимулировать вн имание,
обучение б ыстрому и
точному реаг ированию на
звуковые сигналы.
Аудиозапись «Марш
С. Прокофьева»
Анализ
1.Тема : «Тонет - не
тонет»
2.Тема : «Угадай
пре дмет».
Март
3 неделя
Развитие способн ости к
анализу, выд елять сво й-
ства пре дметов, развитие
логического мышления.
Таз с водой, пустой
флакон и флакон с
песком, теннисный и
металлический ш а-
рик. Деревянный
брусок и камень. Ч у-
десный мешочек с
разными предметами

Страница 12

знакомых детям.
Сравнение.
1.Тема «Яблоко»
2. Тема: «Что не
подх одит»
Март
4 неделя
Учить сосредотач иваться
на зрительной информ а-
ции, нах одить отлич и-
тельные пр изн аки. Учить
выделять среди н ескол ь-
ких др угих предметов,
отл ичающийся от ост ал ь-
ных.
Три похожих яблока
(иллюстрации). Ряд
из 3 -4 знакомых р е-
бёнку предметов или
карточка с 3 -4 пре д-
метными картинк а-
ми, среди которых
два - три предмета о т-
носятся к одной
группе, а один пре д-
мет не подходит.
Сенсорное развитие
1.Тема :«В гости к
коту Тимке ».
2.Тема: «Дорожка к
сыру»
Апрель
1 неделя
Формировать умение
группировать пре дметы
по 1 -2 свойс твам (фо рма,
цвет, размер). Закреплять
предста вление дет ей о
блоках Дьен еша, пре д-
ставл ения д етей о форме
и об о сно вных цветах;
Учить находить один и
много предметов о твечать
на вопрос «скол ько?», и с-
пол ьзовать слова один,
много.

Квадраты выреза н-
ные из картона, д о-
мик, игрушки –котик,
мышонок, коврики из
цветной бумаги ра з-
ных цветов, дуги (для
подвижной игры),
листы с заданием на
каждого ребенка для
игры «Дор ожка к с ы-
ру», блоки Дьенеша
Умозаключения
1.Тема: «Да, но…»
«Потому, что…»
2.Тема: «Задачи Л о-
гика»
Апрель
2 неделя
– учить детей при п омо-
щи суждений делать ум о-
заключ ения,
– способствовать ра сш и-
рению слова рного запаса
детей,
– развивать вообр ажение
– изображение ос ь-
минога, птиц, Логика
(человечек из ге о-
метрических фигур)
– трафареты (птицы,
геометрические ф и-
гуры, фрукты)
– набор геометрич е-
ских фигур
– «бусы» (проволока
и пластмассовые ц и-
линдры)
– игры -шнуровки,
– д/и «Логика»
Мыслительные пр о-
це ссы
1.Т ема: «Что не по д-
ходит?»
2.Тема: «Оцени п о-
Апрель
3 неделя
Научить детей выд елять
среди нескол ьких других
предмет, отл ичающихся
от о стал ьных по какому –
либо главному пр изнаку,
Ряд из 3 -4 предметов
знакомых ребёнку
среди которых 2 -3
предмета относятся к
одной группе, а один

Страница 13

ст упок» тренировать их в обо сно-
вании своего ответа.
не подходит к о с-
тальным по какому -
либо признаку.
Классификация
1.Тема: «Назови
всех одним словом»
2.Тема: «Четвёртый
лишний»
Апрель
4 неделя

Учить детей об ъед инять
подходящие пре дметы в
группу и наз ывать их о д-
ним обо бщающим пон я-
тием.
Муляжи овощи,
фрукты, птицы, ж и-
вотные, обувь, пос у-
да.
Внимание. наблюд а-
тельность.
1.Тема : «Рассмотри
внимательно»
2.Тема: «Свет, з а-
жгись!.№5»

Май
1 неделя
Развитие произвол ьного
внимания и н абл ю дател ь-
ности. Развитие памяти на
события.
Любая сюжетная ка р-
тинка и отличная от
неё сюжетная ка р-
тинка. Настольная
лампа или торшер.
Познавательная а к-
ти вность.
1.Тема: «Аукцион»
2. Тема: «Разрезные
картинки»
Май
2 неделя
Развивать воображ ение и
мышление д етей, мелкую
мотор ику. П обуждать д е-
тей к п озн авательной де я-
тел ьности.
Карандаш, пирами д-
ка, мячик. Разрезные
картинки для детей 3 -
5 лет.
Итоговое занятие . Май
3 неделя
Анализ уровня ра звития
логического мы ш ления
детей 4 -5 лет
Аудиозапись весёлых
детских песен. Шн у-
ровки. Муляжи ов о-
щей, фруктов, ка р-
тинки одежды, обуви,
посуды и т.д.
Диагностика Май
4 неделя
– оценить уровень ра зви-
тия логического мышл е-
ния детей 4 -5 лет
«Скоро в школу» для
детей 4 -7 лет (н а-
глядный и диагн о-
стический материал);
–С.Д.Забрамная,
О.В.Боровик «Псих о-
лого -педагогическое
обследование детей»;
«Психолого -
педагогическая диа г-
ностика развития д е-
тей раннего и дошк о-
льного возраста» под
ред. Е.А.Стребелевой




Страница 14

Литература .
Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. Ярославль, 1997.
Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления (для пятилетних д етей). М.,
1984.// www.pedlib.ru
Гурьянова Ю. Математические игры и головоломки для детей 2 -5 лет. М., 2008 .
Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. М., 2008.
Копытов Н. Задачи на развитие логики. М., 1998.
Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1998.
Немов Р.С. Психология. Книга 1. М., 2001.
Светлова И. Логика. М., 2007.
Н.Ю. Куражева Программа интеллектуального, эмоционального и волевого ра з-
вития д етей 3 -5 лет. «Цветик - семицветик» М.:2012.