cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОГРАНИЧЕНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ДОСТУПА ОБУЧАЮЩИХСЯ К ВИДАМ ИНФОРМАЦИИ , РАСПРОСТРАНЯЕМОЙ ПОСРЕДСТВОМ СЕТИ « ИНТЕРНЕТ », ПРИЧИНЯЮЩЕЙ ВРЕД ЗДОРОВЬЮ И ( ИЛИ ) РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ , А ТАКЖЕ НЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ЗАДАЧАМ ОБРАЗОВАНИЯ Термины и сокращения Термин или сокращение Описание Образовательные организации Общеобразовательные организации ; Организации дополнительного ; Организации и индивидуальные предприниматели , осуществляющие образовательную деятельн ость по программам основного и дошкольного ; Дошкольные образовательные организации ; Профессиональные образовательные организации , а также учреждения для детей -сирот и детей , оставшихся без попечения родителей Негативная информация Виды информации , распространяемой посредством сети « Интернет », причиняющей вред здоровью и ( или ) развитию детей , а также не соответствующей задачам образования Методические рекомендации 2014 года Методические рекомендации по ограничению в образовательных орга низациях доступа обучающихся к видам информации , распространяемой посредством сети « Интернет », причиняющей вред здоровью и ( или ) развитию детей , а также не соответствующей задачам образования , направленные Минобрнауки России письмом от 28.04.2014 № ДЛ-115/03 в адрес субъектов Российской Федерации Единый реестр Единый реестр доменных имен , указателей страниц сайтов в сети « Интернет » и сетевых адресов , позволяющих идентифицировать сайты в сети « Интернет », содержащие информацию , распространение котор ой в Российской Федерации запрещено НСОР Реестр несовместимых с задачами образования ресурсов РБОС Перечень сайтов в сети « Интернет », рекомендованных и одобренных для использования в образовательном процессе . Реестр безопасных образовательных сайт ов реализуется Временной комиссией Совета Федерации по развитию информационного Сайт Сайт в сети « Интернет » СКФ Система контентной фильтрации , обеспечивающая ограничение доступа

Страница 2

обучающихся к видам информации , распространяемой посредством сети « Интернет », причиняющей вред здоровью и ( или ) развитию детей , а также не соответствующей задачам образования Федеральный закон № 436 -ФЗ Федеральный закон от 29 декабря 2010 г . № 436-ФЗ « О защите детей от информации , причиняющей вред их здоровью и развитию » Методические рекомендации Методические рекомендации по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации , распространяемой посредством сети « Интернет », причиняющей вред здоровью и ( или ) развитию детей , а также не соответствующей задачам образования Закон « Об образовании » Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ " Об образовании в Российской Федерации " Черный список Контентная фильтрация и ограничение доступа обучающихся к информации , включенной в Перечень видов информаци и , запрещенной к распространению посредством сети « Интернет », причиняющей вред здоровью и ( или ) развитию детей , а также не соответствующей задачам образования Белый список Контентная фильтрация и предоставление доступа обучающимся к сайтам в сети « Интерн ет », включенным в реестр безопасных образовательных сайтов Совет Совет по обеспечению информационной безопасности обучающихся в образовательной организации Портал СКФ Информационный портал Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного по реализации методических рекомендаций по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации , распространяемой посредством сети «Интернет », причиняющей вред здоровью и ( или ) развитию детей , а также не соответствующей задачам образования , по адресу www. скф . единыйурок . рф Введение С 2006 года федеральными органами государственной власти Российской Федерации осуществляется целенапра вленная деятельность , связанная с ограничени ем в образовательных организациях доступа обучающихся к негативной информации . Министерство и науки Российской Федерации в 2006 году разработало методические и справочные материалы для реализации комп лексных мер по внедрению и использованию программно -технических средств , обеспечивающих ограничение доступа

Страница 3

обучающихся образовательных учреждений к ресурсам сети « Интернет », содержащим информацию , несовместимую с задачами образования и воспитания . В 2011 году Минобрнауки России направило в субъекты Российской Федерации Правила подключения общеобразовательных учреждений к единой системе контент -фильтрации доступа к сети « Интернет », утверждённые Министром образования и науки Российской Федерации Фурсенко сентября 2011 г . № АП -1057/07). Принятие в 2010 году Федерального № 436 -ФЗ , а также последующее принятие иных законов , в том числе внесших дополнения и изменения в Федеральный закон № 436 -ФЗ , существенноо условия ограничени я в образовательных организациях доступа обучающихся к негативной информации . В 2014 году Минобрнауки России , Минкомсвязи России и Временная комиссия Совета Федерации по развитию информационного разработали методические рекомендации по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации , распространяемой посредством сети « Интернет », причиняющей вред здоровью и ( или ) развитию детей , а также не соответствующей задачам образования . С 2016 по 2018 год Временная комиссия Со вета Федерации по развитию информационного анализировала практику использования данных методических рекомендаций , а в адрес Минобрнауки России и Минкомсвязи России поступали обращения граждан и организаций , связанных с реализацией данного а . На основе результатов мониторинга безопасности образовательной среды , проведенного комиссией Совета Федерации по развитию информационного весной 2017 года в рамках реализации Указа Президента Р оссийской Федерации от 1 июня 2012 г . № 761 « стратегии действий в интересах детей на 2012 –2017 годы », и предложений , выдвинутых со стороны органов власти и представителей педагогической общественности , для включения в перечень рекомендаций парламентских слушаний « Актуальные вопрос ы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве », прошедшие в Совете Федерации 17 апреля 2017 года , было решено методические рекомендации на основе правоприменительной практики и дополнить новыми положениями для по вышения эффективности данной работы в образовательных организациях : 1. Актуализировать перечень видов информации , распространяемой посредством сети « Интернет », причиняющей вред здоровью и ( или ) развитию детей , а также не соответствующей задачам образования ; 2. Обеспечить ежегодный мониторинг и единые правила тестирования проверки качества работы использования средств контентной фильтрации ( СКФ ) в образовательных организациях ; 3. Реализовать вместо Реестра несовместимых с образованием ресурсов ( Реестр НСОР ) Реестр б езопасных образовательных сайтов , который позволит централизованно организовать категоризацию безопасных сайтов для использования в

Страница 4

образовательном процессе и оптимизировать работу по использованию средств контентной фильтрации . 4. Актуализировать систему орг анизационно мероприятий , направленных на защиту детей от видов информации , распространяемой посредством сети « Интернет », причиняющей вред здоровью и ( или ) развитию детей , а также не соответствующей задачам образования , в том числе уточнить необходимый перечень мероприятий и необходимые образовательным организациям комплекты образцов локальных актов ; 5. Включить положения в текст методических рекомендаций , связанных с организацией работы СКФ в части финансирования и права образовательных организаций использовать различные технические решения по ограничению доступа обучающихся к видам информации , указанных в методических рекомендациях 2014 года ; 6. Сформировать перечень организаций , на которых распространяется действие методических рекомендаций ; 7. Уто порядок ответственности за качество СКФ . Основные положения Методические рекомендации по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации , распространяемой посредством сети « Интернет », причиняющей вред здоровью и ( или ) развитию детей , а также не соответствующей задачам образования ( далее – методические рекомендации ) разработаны в рамках реализации пункта 7 плана мероприятий по реализации Концепции информационной безопасности детей на 2018 -2020 годы , утверждённого Минкомсвязи России от 27 февраля 2018 г . № 88. Методические рекомендации направлены на выработку согласованного подхода по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к негативной информации . Методические рекомендации содержат к омплекс , направленных на защиту детей от негативной информации при осуществлении ими использования сети « Интернет » из образовательной организации . Методические рекомендации разработаны Временной комиссией Совета Федерации по развитию информационного совместно с Министерством просвещения Российской Федерации , Министерством цифрового , связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Федеральной службой по надзору в сфере связи , информационных технологий и массовых коммуникаций .

Страница 5

Концепция методических рекомендаций была рассмотрена и поддержана на заседании Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного 13 июля 2018 года . Методические рекомендации прошли общественное обсуждение с участием 10135 педагогических работников на площадке Экспертного по информатизации системы образования и воспитания при Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного . Методические рекомендации актуализируют различные аспекты и дополняют методические рекомендации по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации , распространяемой посредством сети « Интернет », причиняющей вред здоровью и ( или ) развитию детей , а также не соответствующей задачам образования , направленные Минобрнауки России письмом от 2 8 . 0 4 . 2 0 1 4 № ДЛ-115/03 в адрес субъектов Российской Федерации (далее - методические рекомендации 2014 года ) с учетом изменений законодательства и анализа правоприменительной деятельности. Методические рекомендации распространяются на учреждения для детей -сирот и детей , оставшихся без попечения родителей , и на следующие организации , организующие обучение в очной и очно: 1. Общеобразовательные организации ; 2. Организации дополнительного ; 3. Организации и ин дивидуальные предприниматели , осуществляющие образовательную деятельность по программам основного и дошкольного ; 4. Дошкольные образовательные организации ; 5. Профессиональные образовательные организации . Методические рекомендации не распространяются на образовательные организации высшего и организации дополнительного . Защита детей от информации , причиняющей вред здоровью и ( или ) развитию детей , а также не соответствующей задачам образования , осуществляется по средством использования системы контентной фильтрации , которая должна соответствовать положениям данных методических рекомендаций , и реализации соответствующих положениям данных методических рекомендаций системы организационно мероприятий , направленных на защиту детей от видов информации , распространяемой посредством сети « Интернет », причиняющей вред здоровью и ( или ) развитию детей , а также не соответствующей задачам образования . Законодательные акты Российской Федерации в части ограничения распространения информации

Страница 6

В работе образовательных организаций должны быть учтены положения приведенных ниже нормативных правов ых актов . Федеральный з акон от 27 июля 2006 г . № 149-ФЗ " Об информации , информационных технологиях и о защите информации " ( далее – Федеральный закон № 149 -ФЗ ) , который определяет механизм логического доступа к признанной запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информации в сети « Интернет ». В рамках реализации статьи 15.1 Федерального № 149 -ФЗ создан - Единый реестр доменных имен , указателей страниц сайтов в сети « Интернет » и сетевых адресов , позволяющих идентифицировать сайты в сети « Интернет », содержащие информацию , распространение которой в Российской Федерации запрещено – Единый реестр ) . Доступ к сайту , внесенному в Единый реестр , ограничивается оператором связи . Решение о признании информации запрещенной к распространенной к распространению на территории Российской Федерац ии принимается уполномоченными органами во внесудебном порядке либо судом посредством принятия судебного акта . Во внесудебном порядке признаются запрещенными к распространению на территории Российской Федерации следующе виды информации : а ) материалы с пор нографическими изображениями несовершеннолетних и ( или ) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического ( уполномоченный на принятие решений орган – Роскомнадзор ) ; б ) инфор мация о способах , методах разработки , изготовления и использования наркотических средств , психотропных веществ и их прекурсоров , новых потенциально опасных психоактивных веществ , местах их приобретения , способах и местах культивирования наркосодержащих рас ( уполномоченный на принятие решений орган – МВД России ) ; в ) информация о способах совершения самоубийства , а также призывов к совершению самоубийства ( уполномоченный на принятие решений орган – Роспотребнадзор ) ; г ) информация о несовершеннолетнем , по страдавшем в результате противоправных действий ( бездействия ), распространение которой запрещено законами ( уполномоченный орган – уточняется ) ; д ) информация , нарушающая требования Федерального от 29 декабря 2006 года №244-ФЗ " О государс регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации " и Федерального от 11 ноября 2003 года N 138 -ФЗ " О лотереях " о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети « Интернет » и иных средств связи ( уполномоченный на принятие решений орган – ФНС России ) ; е ) информация , содержащая предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции и ( или ) спиртосодержащей пищевой продукции , и ( или ) этилового спирта , и ( или ) спиртосодержащей непищевой продукции , розничная продажа которой ограничена или

Страница 7

запрещена законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта , а лкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления ( распития ) алкогольной продукции ( уполномоченный на принятие решений орган – Росалкогольрегулирование ) ; ж ) информаци я, направленн ая на склонение или иное вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий , представляющих угрозу для их жизни и ( или ) здоровья либо для жизни и ( или ) здоровья иных лиц ( уполномоченный орган - уточняется ) ; Не определен п еречень видов информа ции , признаваемой запрещенной к распространению на территории Российской Федерации в судебном порядке . Любая потенциально опасная для общества информация может быть признана запрещенной судом. В настоящее время согласно Федеральному закону от 25.07.2002 N 114-ФЗ " О противодействии экстремистской деятельности " на Минюст России возложены функции по ведению , опубликованию и размещению в сети « Интернет » федерального экстремистских материалов , который формируется на основании поступающих в Минюст России к опий вступивших в законную силу решений судов о признании информацио нных материалов экстремистскими. Федеральный закон № 436-ФЗ регулирует отношения , связанные с защитой детей от информации , причиняющей вред их здоровью и ( или ) развитию , в том числе от инф ормации , содержащейся в информационной продукции . Федеральный закон № 436 определяет перечень запрещенной или ограниченной для распространения среди детей информации , категории информации , запрещенные или ограниченные к распространению среди детей в зависи мости от возрастной принадлежности , а также требования к обороту информационной продукции . СогласноФедерального № 436 -ФЗ « Особенности распространения информации посредством информационно -телекоммуникационных сетей » доступ к информации , распространяемой посредством информационно -телекоммуникационных сетей , в том числе сети « Интернет », в местах , доступных для детей , предоставляется лицом , организующим доступ к сети « Интернет » в таких местах ( за исключением операторов связи , оказывающих эти у слуги связи на основании договоров об оказании услуг связи , заключенных в письменной форме ), другим лицам при условии применения административных и организационных мер , технических , программно -аппаратных средств защиты детей от информации , причиняющей вред их здоровью и ( или ) развитию . Таким образом , организации и индивидуальные предприниматели , предоставляющие несовершеннолетним обучающимся доступ в сеть « Интернет », обязаны применять административные и организационные меры , технические , программно -аппаратные средства защиты детей от информации , причиняющей вред их здоровью и ( или ) развитию . Согласно ст . 16 Федерального № 436 -ФЗ информационная продукция , запрещенная для детей , не допускается к распространению в предназначенных для детей

Страница 8

образовательных организациях , детских медицинских , санаторно , физкультурно организациях , организациях культуры , организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий указанных организаций . Исполнительным органам государственной власти Российской Федерации необходимо пунктом 1 статьи 14 « ребенка от информации , пропаганды и агитации , наносящих вред его здоровью , нравственному и духовному развитию » Федерального от 24.07.1998 № 124-ФЗ " Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации ", согласно которому органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации , пропаганды и агитации , наносящих вред его , нравственном у и духовному развитию , в том числе от национальной , классовой , социальной нетерпимости , от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий , от пропаганды социального , расового , от информации порнографического актера , от информации , пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения , а также от распространения печатной продукции , аудио , пропагандирующей насилие и жестокость , наркоманию , токсикоманию , антиобщественное поведение . Федеральный з акон от 29.12.2012 № 273-ФЗ " Об образовании в Российской Федерации " закрепляет данные положения . В соответствии с частью 2 пункта 6 статьи 28 и частями 8 и 9 пункта 1 статьи 41 Закона « Об образовании » в обязанности образовательной организации входят вопро сы , связанные с обеспечением безопасности и здоровья обучающихся на территории образовательной организации . Информационная безопасность детей согласно Федеральному закону № 436 -ФЗ - это состояние защищенности детей , при котором отсутствует риск , связанный с причинением информацией вреда их здоровью и ( или ) физическому , психическому , духовному , нравственному развитию . Таким образом , образовательные организации в рамках своей работы должны обеспечивать информационную безопасность своих обучающихся . Российское законодательство регулирования общественных отношений , связанных и ( или ) осуществляемых в сети « Интернет » непосредственно , активно , и администрации образовательной организации необходимо в курсе соответствующих изменений в федерал ьном законодательстве Российской Федерации и соответствующих нормативных правовых актов . Вместе с российскими нормами права в рамках Конвенции о правах ребенка , одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 и вступившей в силу для СССР 15.09.1990, соде ржится ряд статей , посвященных ограничению доступа детей к негативной для них информации : В соответствии со статьей 13 данного р ебенок имеет право свое мнение , искать , получать и передавать информацию любого это не вредит другим людям , не нарушает государственную безопасность и общественный порядок .

Страница 9

Статья 17 указанного международного , что ребенок имеет право к информации ; государство должно средства ма ссовой информации к распространению материалов , которые способствуют духовному и культурному развитию детей , и запрещать информацию , наносящую вред ребенку . Организация системы ограничения обучающихся к видам информации , распространяемой посредством сет и « Интернет », причиняющей вред здоровью и ( или ) развитию детей , а также не соответствующей задачам образования Образовательные организации имеют право решения о технологиях и форма х организации системы ограничения обучающихся к не гативной информации . Технологии организации системы ограничения обучающихся к негативной информации включают : 1. Контентную фильтрацию и ограничение доступа обучающихся к информации , включенной в Перечень видов информации , запрещенной к распространению посредством сети « Интернет », причиняющей вред здоровью и ( или ) развитию детей , а также не соответствующей задачам образования ( приложение № 1) ( – черный список, не имеет нормативного и используется в целях настоящих Методических рекоменда ций); 2. Контентную фильтрацию и предоставление доступа обучающимся к сайтам в сети « Интернет », включенных в Реестр безопасных образовательных сайтов ( далее – белый список , не имеет нормативного и используется в целях настоящих Методических рекоме ндаций) ( № 2). Формы организации системы ограничения обучающихся к негативной информации включают : 1. Использование на персональных устройствах , компьютере -сервере при использовании локальной сети и устройств для создания беспроводной сети (Wi -Fi) программного , реализующего функционал ; 2. Использование внешнего , в том числе DNS -сервера и ( или ) прокси-сервера ; 3. Получение услуг фильтрации через оператора связи либо специализированную организацию , обеспечивающую доступ в сеть « Интернет » для образовательной организации ; 4. Другие формы. Образовательные организации могут использовать многоформатную модель реализации системы контентной фильтрации как в рамках организации самостоятельно с другими о рганизациями .

Страница 10

Технология организации системы ограничения обучающихся к негативной информации не может меняться чаще , чем раз в календарный год , с целью исключения практики смены технологий фильтрации образовательными организациями при проведении проверок уполномоченными органами и введения их в заблуждение о качестве организации системы контентной фильтрации . При использовании технологии контентной фильтрации и ограничении доступа обучающихся к негативной информации соблюдаются следующие положения : 1. При воз можности персональной идентификации каждого при осуществлении его в сеть « Интернет » , должен осуществляться доступ обучающегося к информационной продукции в соответствии с классификацией информационной продукции , предусмотренной Федерал ьным законом № 436-ФЗ ; 2. При отсутствии возможности персональной идентификации каждого при осуществлении его доступа в сеть « Интернет » , осуществляется доступ обучающего продукции для детей , достигших возраста шести лет . Исполнительные органы государственной власти Российской Федерации , органы местного могут реализовывать единые технические решения для всех образовательных организаций на территории своих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований соответственно статьи 2 8 Федерального " Об образовании в Российской Федерации " от 29.12.2012 N 273 -ФЗ , согласно которой образовательные организации могут отказаться от использования данного . Педагогические работники не имеют права отклю чать СКФ во время нахождения на территории образовательной организации несовершеннолетних обучающихся . Педагогические работники имеют право СКФ на своих персональных устройствах или устройствах , предоставленных педагогическому работнику , после о существления образовательного и отсутствия несовершеннолетних на территории образовательной организации , после получения письменного от руководителя или заместителя руководителя образовательной организации с указанием или пояснением целей отключения СКФ и временных сроках отключения СКФ . В образовательной организации ведется журнал работы системы контентной фильтрации , в который включаются сведения об отключении педагогическим работником на устройстве СКФ . Образовательные организации с це лью недопущения обучающихся к негативной информации самостоятельно свою политику в отношении персональных устройств обучающихся , имеющих возможность выхода в сеть « Интернет ». Информация о порядке использования на территории образовательной орга низации персональных устройств обучающихся , имеющих возможность выхода в сеть « Интернет », оформляется в форме Приказа о порядке использования на территории образовательной организации персональных устройств обучающихся , имеющих возможность выхода в сеть « И нтернет », с дальнейшим получением согласия родителей ( законных представителей )

Страница 11

обучающихся о снятии ответственности с руководителя образовательной организации в случае предоставления своему ребенку данного при посещении образовательной организац ии либо предоставления администрации образовательной организации права на время учебного забрать устройство ( -а ) обучающего Приказ размещается на сайте образовательной организации в открытом доступе в разделе « Документы » в соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г . № 785 " Об утверждении требований к структуре официального образовательной организации в информационно -телекоммуникационной сети « Интернет » и формату представления на нем информации ". СКФ , используемые образовательными организациями , должны соответствовать ряду требований . Применяемые при разработке и использовании интерфейсов технологии , стандарты и спецификации должны соответствовать нормативно установленным и общепр инятым стандартам и требованиям в области информационных технологий и программного . При использовании сетевых протоколов передачи данных рекомендуется придерживаться следующих спецификаций : 1. Протокол передачи гипертекста версии 1.11 - RFC 2616; 2. Расширенный протокол передачи гипертекста версии 1.1 с обеспечением безопасности транспортного уровня ; 3. Протокол защищенных соединений (SSL) версии 3 - RFC 5246; 4. Протоколы использования системы поддержки пространства имен - FC 1035. При описании данных , а т акже информации о данных , их составе и структуре , содержании , формате представления , методах доступа и требуемых для этого полномочиях пользователей , о месте хранения , источнике , владельце и др . ( - метаданные ) и используемых наборах символов , применяемых в процессе информационного , рекомендуется придерживаться следующих спецификаций : 1. Расширяемый язык разметки XML -набор стандартов Консорциума Всемирной паутины ; 2. Расширяемый язык описания схем данных (XML Schema) версии не ниже 1.0. Описания разра батываемых электронных сервисов и описания схем данных , согласно базовому профилю интероперабельности версии 1.1, рекомендуется создаваться в кодировке UTF -8 или UTF -16 ( этой кодировки в заголовке соответствующего описания ). Аутентификацию реко обеспечить на основе сертификатов PKI в формате X.509. В зависимости от технологии СКФ должна обеспечивать следующие основные функции : 1. Осуществлять в режиме реального анализ сайтов в сети « Интернет », к которым обращаются пользователи , на предмет отсутствия на сайтах в сети « Интернет » информации , распространяемой посредством сети « Интернет »,

Страница 12

причиняющей вред здоровью и ( или ) развитию детей , а также не соответствующей задачам образования ; 2. Пропускать , блокировать или модифицировать информацию от сайта к пользователю в зависимости от результатов проверки ; 3. Автоматически передавать данные во внешнюю систему о сайте , информация из которого заданным правилам ; 4. Собирать статистику фильтрации . СКФ должна обеспечивать возможность анализа информационной продукции в любой форме и виде , в частности возможность : 1. Семантического и морфологического информации сайтов , получаемых по HTTP протоколу , на основе списков запрещенных слов , словообразований и словосочетаний , содержащих информацию , причиняющую вред здоровью и ( или ) развитию детей , а также не соответствующую задачам образования , а также сочетаний слов , образующих совокупности запрещенных выражений . Информация сайтов должна интерпретироваться строго согласно стандартам на протокол передачи гипертекста и язык разметки гипертекста , в том числе должна корректно кодировка передаваемых данных ; 2. Анализа поисковых HTTP -запросов путем разбора запроса , сформированного поисковыми машинами , и сравнением составных частей запроса со сло слов , словосочетаний и словообразований , содержащих информацию , причиняющую вред здоровью и ( или ) развитию детей , а также не соответствующую задачам образования . СКФ должна поддерживать множество запрещенных слов , словообразований и словосо . СКФ должна обеспечивать сопоставление категории сайта в сети « Интернет » с возрастной категорией пользователя и принимать решение о доступе пользователя к информации в соответствии с классификацией информационной продукции . СКФ не должна предоставл ять возможности для пропуска пользователя к информации сайта , содержащего информацию , причиняющую вред здоровью и ( или ) развитию детей , а также не соответствующей задачам образования . СКФ должна обеспечивать возможность по результатам анализа сайтов : 1. Блокировки URL -адреса сайта , запрашиваемой по HTTP протоколу ; 2. Отображение специальной страницы блокировки в случае блокировки URL -адреса сайта ; 3. Блокировки части информации от сайта , запрашиваемой по HTTP протоколу , и пропуск только частей пользователю ; 4. Метод принудительного безопасного в поисковых системах путем добавления аргументов "&family=yes&", "&safe=yes&" и других в зависимости от поисковых систем .

Страница 13

СКФ должна обеспечивать сбор статистики фильтрации , включая : 1. Время ; 2. IP-адрес , с которого ; 3. Образовательное учреждение ( по соответствию IP адреса ); 4. URL сайта или домен системы DNS, к которому было произведено обращение , либо ключевые слова , по которым было , если обращение было окировано поисковой или контентной фильтрации ; 5. Вид фильтрации , согласно которому обращение было заблокировано обращение было заблокировано пользователя , если он был предупрежден о потенциально опасной информации . СКФ должна обеспечивать хранение статистики в течение срока , устанавливаемого нормативными документами , и возможность передачи статистики во внешние системы в соответствии с установленными требованиями к взаимодействию . СКФ должна обеспечивать автома тическое обновление конфигурации СКФ при изменении параметров настойки СКФ . Параметрами СКФ являются : 1. пороговая величина блокировки сайта на основе семантического и морфологического ; 2. адрес специальной страницы блокировки ; 3. адрес специальной страницы блокировки поисковых HTTP -запросов ; 4. адрес специальной страницы предупреждения с возможностью пропуска информации от сайта . СКФ должна обеспечивать автоматическое обновление конфигурации ( правил ) фильтрации при изменении информации в РБОС . Обновление должн о осуществляться не более чем через 3 рабочих дня после изменений в РБОС списков URL адресов сайтов . Общественный контроль за обеспечением защиты детей от видов информации , распространяемой посредством сети « Интернет », причиняющей вред здоровью и ( или ) развитию детей , а также не соответствующей задачам образования Согласно Федерального № 436-ФЗ зарегистрированные в установленном федеральным законом порядке общественные объединения и иные некоммерческие организации в соответствии с их ус тавами , а также граждане вправе осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации общественный контроль за соблюдением требований данного . Образовательным организациям рекомендуется создать совет по обеспечению информационной безо обучающихся , в деятельность которого педагогических работников , родителей ( законных представителей ) обучающихся и представителей органов власти и общественных организаций , таких как Общероссийское детское общественное движение в сфере

Страница 14

обес безопасности и развития детей в информационном пространстве " Страна молодых ", кибердружины и другие . Члены Совета могут осуществлять не только мониторинг качества системы контентной фильтрации в образовательной организации , но и принимат ь участие в реализации плана мероприятий образовательной организации по обеспечению защиты детей от негативной информации . Общественные объединения и иные некоммерческие организации могут проводить общественную экспертизу работы образовательных организаций по обеспечению защиты детей от негативной информации и осуществлять экспертизу технологий и продуктов , связанных с фильтрацией информационного . Система организационно мероприятий , направленных на защиту детей от видов информац ии , распространяемой посредством сети « Интернет », причиняющей вред здоровью и ( или ) развитию детей , а также не соответствующей задачам образования В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального № 436-ФЗ должны применяться организационноративные мероприятия , направленные на защиту детей от информации , причиняющей вред их здоровью и ( или ) развитию . Указанные мероприятия осуществляются на уровнях субъекта Российской Федерации , органа местного и образовательной организации по следующим направлениям . Организационно мероприятия , реализуемые субъектами Российской Федерации и органами местного , направленные на защиту детей от видов информации , распространяемой посредством сети « Интернет », причиняющей вред здоровью и ( или ) развитию детей , а также не соответствующей задачам образования : 1. Проведение ежегодного качества работы СКФ в образовательных организациях и применения организационно мероприятий , направленных на защиту дет ей от негативной информации ; 2. Утверждение нормативным актом данных методических рекомендаций и плана мероприятий по обеспечению защиты детей от видов информации , распространяемой посредством сети « Интернет », причиняющей вред здоровью и ( или ) развитию детей , а также не соответствующей задачам образования , в образовательных организациях ; 3. Организация просветительской работы с детьми и их родителями ( законными представителями ) по повышению культуры информационной безопасности путем реализации программ и проведен ия мероприятий , таких как Единый урок по безопасности в сети « Интернет », квест по цифровой грамотности « Сетевичок » и другие ;

Страница 15

4. Организация информационной работы в соответствии с письмом Минобрнауки России от 14.05.2018 N 08 -1184 « информации »; 5. Оказание методической поддержки для ответственных лиц и педагогических работников образовательных организаций , посвященной вопросам организации защиты детей от видов информации , распространяемой посредством сети « Интернет », причиняющей вред здоровью и ( или ) развитию детей , а также не соответствующей задачам образования , в образовательных организациях путем : o Организации и проведения семинаров , лекций и конференций с участием представителей уполномоченных на проведение проверок образовательных организаций в ча сти работы СКФ органов ; o Направления на повышение квалификации ответственных лиц в образовательных организациях по темам « Организация защиты детей от видов информации , распространяемой посредством сети « Интернет », причиняющей вред здоровью и ( или ) развитию детей , а также не соответствующей задачам образования , в образовательных организациях » и педагогических работников по теме « Безопасное использование сайтов в сети « Интернет » в образовательном процессе в целях обучения и воспитания обучающихся в образовател ьной организации ». 6. При наличии договора , заключаемого субъектом Российской Федерации или органом местного с поставщиком СКФ , указывать ответственность и обязательства поставщика СКФ в договоре , заключаемом с поставщиком СКФ , в виде компенсац ии понесённого за ненадлежащее оказание услуги , а также обеспечить контроль за указанием данных положений ; 7. В качестве учредителя образовательных организаций обеспечить образовательные организации средствами организации системы контентной фильтрации либо выделение образовательным организациям средств для реализации контентной фильтрации самостоятельно наличии договора , заключаемого субъектом Российской Федерации или органом местного с поставщиком СКФ , указывать в договоре с поставщиком СКФ ответственность и обязательства поставщика СКФ в виде компенсации понесённого за ненадлежащее оказание услуги , а также обеспечить контроль за наличием данных положений в договорах образовательных организаций и поставщиков СКФ в случае заклю чения данных договоров образовательными организациями самостоятельно мероприятия , реализуемые образовательными организациями , направленные на защиту детей от видов информации , распространяемой посредством сети « Интернет », причиняющей вред здоровью и ( или ) развитию детей , а также не соответствующей задачам образования :

Страница 16

1. Обеспечить защиту обучающихся от видов негативной информации для детей посредством использования СКФ при выходе в сеть « Интернет » при доступе к сети « Интернет » из образовательной организации ; 2. Проведение до 30 августа ежегодного качества работы СКФ и применения организационно мероприятий , направленных на защиту детей от негативной информации для детей ; 3. Утвердить и обеспечить контроль исполнения Положения об ограничении доступа обучающихся к видам информации , распространяемой посредством сети « Интернет », причиняющей вред здоровью и ( или ) развитию детей , а также не соответствующей задачам образования , определяющий в образовательной организации основные аспекты организации работы СКФ , технологию , формат ( форматы ) реализации СКФ и включающего о назначении ответственного в образовательной организации за обеспечение безопасного к сети « Интернет », включающий должностную и нструкцию ответственного в образовательной организации за обеспечение безопасного к сети « Интернет »; o Порядок проведения проверки эффективности использования систем контентной фильтрации в образовательной организации , включающий типовой акт про СКФ в образовательной организации ; o Журнал работы системы контентной фильтрации ; o План мероприятий по обеспечению информационной безопасности в образовательной организации ; o Приказ о порядке использования на территории образовательной организации , персо устройств обучающихся , имеющих возможность выхода в сеть « Интернет »; o Инструкции для обучающихся по обеспечению информационной безопасности при использовании сети « Интернет » для размещения в учебных кабинетах , в которых осуществляется доступ в сеть « Интернет »; o Внесение изменений в должностные инструкции педагогических работников об ограничении доступа обучающихся к видам информации , распространяемой посредством сети « Интернет », причиняющей вред здоровью и ( или ) развитию детей , а также не соответствую щей задачам образования , включая порядок осуществления контроля педагогическими работниками использования обучающимися сети « Интернет ». 4. Организация просветительской работы с детьми и их родителями ( законными представителями ) по повышению культуры информаци онной безопасности путем реализации программ и проведения мероприятий , таких как Единый урок по

Страница 17

безопасности в сети « Интернет », квест по цифровой грамотности « Сетевичок » и другие ; 5. Направление на повышение квалификации ответственных лиц в образовательной организации по темам « Организация защиты детей от видов информации , распространяемой посредством сети « Интернет », причиняющей вред здоровью и ( или ) развитию детей , а также не соответствующей задачам образования , в образовательных организациях » и педагогическ их работников по теме « Безопасное использование сайтов в сети « Интернет » в образовательном процессе в целях обучения и воспитания обучающихся в образовательной организации »; 6. Организация информационной работы в соответствии с письмом Минобрнауки России от 1 4.05.2018 N 08-1184 « информации »; 7. Организация ежеквартального изменения федерального и нормативно -правовых актов федерального , связанных с защитой детей от видов информации , распространяемой посредством сет и « Интернет », причиняющей вред здоровью и ( или ) развитию детей , а также не соответствующей задачам образования , и предоставление ответственным сотрудникам за организацию в образовательной организации СКФ соответствующих актуальных федеральных законов норма тивно актов федерального ; 8. Обеспечить установку и работу на персональных устройствах , принадлежащих образовательной организации , антивирусного с целью исключения возможности доступа детей к видам информации , распрост раняемой посредством сети « Интернет », причиняющей вред здоровью и ( или ) развитию детей , а также не соответствующей задачам образования ; 9. Заключать договора с поставщиком СКФ при условии наличия в договоре положений об ответственности и обязательстве поставщ ика СКФ в виде компенсации понесённого за ненадлежащее оказание услуги . 10. Обеспечить мониторинг использования сайтов в образовательном процессе в целях обучения и воспитания обучающихся в образовательной организации до 30 августа ежегодно отсутствие информации , распространяемой посредством сети « Интернет », причиняющей вред здоровью и ( или ) развитию детей , а также не соответствующей задачам образования , на официальных сайтах образовательной организации и сайтах , задействованных в реализации образовательной деятельности образовательной организации , включая системы электронных дневников и дистанционного .

Страница 18

Организационно мероприятия , реализуемые Временной комиссией Совета Федерации по развитию информационного , направленные на защиту детей от видов информации , распространяемой посредством сети « Интернет », причиняющей вред здоровью и ( или ) развитию детей , а также не соответствующей задачам образования Временная комиссия Совета Федерации по развитию информационного осуществляет мониторинг реализации в образовательных организациях качества работы СКФ и применения организационно мероприятий , направленных на защиту детей от видов информации , распространяемой посредством сети « Ин тернет », причиняющей вред здоровью и ( или ) развитию детей , а также не соответствующей задачам образования , до декабря ежегодно с целью предоставления данных Министерству просвещения Российской Федерации и Министерству цифрового , связ и и массовых коммуникаций Российской Федерации . С целью оказания методической и организационной поддержки субъектам Российской Федерации , органам местного и образовательным организациям Временная комиссия Совета Федерации по развитию информа ционного запускает на базе Экспертного по информатизации системы образования и воспитания при Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного информационный портал « Скф . единыйурок . рф » по адресу www. скф . единыйурок . рф , на котором : 1. Размещен Реестр безопасных образовательных сайтов ( РБОС ); 2. Размещена информация о форматах организации просветительской работы с детьми и их родителями ( законными представителями ) по повышению культуры информационной безопасности путем реализац ии программ и проведения мероприятий ; 3. Образцы локальных нормативных документов для образовательных организаций ; Организованы бесплатные программы повышения квалификации для ответственных лиц в образовательных организациях и педагогических работников по тем ам « Организация защиты детей от видов информации , распространяемой посредством сети « Интернет », причиняющей вред здоровью и ( или ) развитию детей , а также не соответствующей задачам образования , в образовательных организациях » и педагогических работников по теме « Безопасное использование сайтов в сети « Интернет » в образовательном процессе в целях обучения и воспитания обучающихся в образовательной организации ». Мониторинг реализации методических рекомендаций Мониторинг за реализацией настоящих методических рекомендаций осуществляют : 1. Временная комиссия Совета Федерации по развитию информационного ; 2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации ; 3. Органы местного ; 4. Прокуратуры субъектов Российской Федерации , городов и районов ;

Страница 19

5. Общественные объединения ; 6. Граждане . Рекомендуется при проведении проверок образовательных организаций оценивать следующие аспекты ограничения в образовательных организациях доступа обучающихся к негативной информаци и для детей : 1. Соответствие указанных в настоящих методических рекомендациях требований к СКФ , используемых в образовательной организации ; 2. Применение администрацией образовательной организации организационно мероприятий , направленных на защиту детей от видов информации , распространяемой посредством сети « Интернет », причиняющей вред здоровью и ( или ) развитию детей , а также не соответствующей задачам образования ; 3. Получение доступа к информации , распространяемой посредством сети « Интернет », причиняющей вред здоровью и ( или ) развитию детей , а также не соответствующей задачам образования , с персональных устройств , расположенных в образовательной организации и имеющие выход в сеть « Интернет », путем : o Осуществления прямого к сайту в сети « Интернет », содержащего негативную информацию ; o Поиск с помощью поисковых систем информационной продукции , запрещенной для детей , в форме сайтов в сети « Интернет », графических изображений , аудиовизуальных произведений и других форм информационной продукции . О порядке реализации методических рекомендаций Для создания условий реализации методических рекомендаций в образовательных организациях и применения организационно мероприятий методические рекомендации действуют с 1 июля 2019 года . До 1 июля 2019 года реализуются положения методических рекомендаций 2014 года , а с 1 июля положения методических рекомендаций дополняют методические рекомендации , разработанные в 2014 году . При наличии противоречий в положениях методических рекомендации необх одимо методическими рекомендациями , разработанными позднее . Приложение № 1. Перечень видов информации , запрещенной к распространению посредством сети « Интернет », причиняющей вред здоровью и ( или ) развитию детей , а также не соответствующей задачам образования

Страница 20

№п\п Виды информации Описание видов информации Информация , запрещенная для распространения среди детей , согласно части 2 статьи 5 Федерального № 436 -ФЗ* 1. Побуждающая детей к совершению действий , представляющих угрозу их жизни и ( или ) здоровью , в том числе к причинению вреда своему здоровью , самоубийству Информационная продукция ( в том числе сайты , сетевые средства массовой информации , социальные сети , интерактивные и мобильные приложениях и другие виды информационных ресурсов , а также размещаемая на них информация ), содержащая описания и \или изображения способов причинения вреда своему здоровью , самоубийства ; обсуждения таких способов и их последствий , мотивирующих на совершение таких действий 2. Способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства , психотропные и ( или ) одурманивающие вещества , табачные изделия , алкогольную и спиртосодержащую продукцию , принять участие в азартных играх , заниматься проституцией , бродяжничеством или попрошайничеством Информационная продукция ( в том числе сайты , сетевые средства массовой информации , социальные сети , интерактивные и мобильные приложениях и другие виды информационных ресурсов , а также размещаемая на них информация ), содержащая рекламу , объ явления , предложения и другую информацию , направленную на продажу детям наркотических средств , психотропных и ( или ) одурманивающих веществ , табачных изделий , алкогольную и спиртосодержащую продукции , а также вовлечение детей в азартные игры и использование или вовлечение в проституцию , бродяжничество или попрошайничество или оправдывающая допустимость насилия и ( или ) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным Информационная продукция ( в том числе сайты , сетевые средства массовой информации , социальные сети , интерактивные и мобильные приложениях и другие виды информационных ресурсов , а также размещаемая на них информация ), содержащая акты насилия или жестокости , жертв насилия и жестоко актов насилия и жестокости , обосновывающая , оправдывающая и вовлекающая детей в акты насилия и жестокости , а также формирующая культуру насилия и жесткости у несовершеннолетних 4. Отрицающая семейные ценности , пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и ( или ) другим членам семьи Информационная продукция ( в том числе сайты , сетевые средства массовой информации , социальные сети , интерактивные и мобильные приложениях и другие виды информационны х ресурсов , а также размещаемая на них информация ), рекламирующая , изображающая нетрадиционные сексуальные отношения , отказ от родителей ( законных представителей ), семьи и детей и влияющая на ухудшение и разрыв отношений детей с родителями и ( или ) другим ч ленам семьи 5. Оправдывающая противоправное поведение Информационная продукция ( в том числе сайты , сетевые средства массовой информации , социальные сети , интерактивные и мобильные приложениях и другие виды информационных ресурсов , а также размещаемая на н их информация ), содержащая призывы и вовлечение детей в противоправное поведение и одобряющая его 6. Содержащая нецензурную брань Информационная продукция ( в том числе сайты , сетевые средства массовой информации , социальные сети , интерактивные и мобильные приложениях и

Страница 21

другие виды информационных ресурсов , а также размещаемая на них информация ), содержащая нецензурную брань 7. Содержащая информацию порнографического Информационная продукция ( в том числе сайты , сетевые средства массовой информации , социальные сети , интерактивные и мобильные приложениях и другие виды информационных ресурсов , а также размещаемая на них информация ), содержащая текстовые описания , фотографии , рисунки , аудио по данной теме 8. О несовершеннолетнем , пострадавшем в результате противоправных действий ( бездействия ), включая фамилии , имена , отчества , фото такого несовершеннолетнего и иных законных представителей , дату рождения такого несовершеннолетнего его голоса , место или место , место или работы , иную информацию , позволяющую прямо косвенно личность такого продукция ( в том числе сайты , сетевые средства массовой информации , социальные сети , интерактивные и мобильные приложениях и другие виды информационных ресурсов , а также размещаемая на них информация ), содержащая текстовые описания , фотографии , рисунки , аудио по данной теме * - рекомендуется т акже запретить все сетевые средства массовой информации , имеющее возрастные ограничения старше 18 лет и обозначенные в виде цифры "18" и знака " плюс ) текстового словосочетания " запрещено " Информация , распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено 3 статьи 5 Федерального № 436 -ФЗ 9. Представляемая в виде изображения или описания жестокости , физического ) психического , преступления или иного действия Информационная продукция ( в том числе сайты , сетевые средства массовой информации , социальные сети , интерактивные и мобильные приложениях и другие виды информационных ресурсов , а также размещаемая на них информация ), содержащая текстовые описания , фотограф ии , рисунки , видеоматериалы по данной теме 10. Вызывающая у детей страх , ужас панику , в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти , заболевания , самоубийства , несчастного , аварии или катастрофы и ( или ) их последствий Информационная продукция ( в том числе сайты , сетевые средства массовой информации , социальные сети , интерактивные и мобильные приложениях и другие виды информационных ресурсов , а также размещаемая на ни х информация ), содержащая текстовые описания , фотографии , рисунки , видеоматериалы по данной теме 11. Представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной Информационная продукция ( в том числе сайты , сетевые средства м ассовой информации , социальные сети , интерактивные и мобильные приложениях и другие виды информационных ресурсов , а также размещаемая на них информация ), содержащая

Страница 22

текстовые описания , фотографии , рисунки , видеоматериалы по данной теме 12. Содержащая бран ные слова и выражения , относящиеся к нецензурной брани Информационная продукция ( в том числе сайты , сетевые средства массовой информации , социальные сети , интерактивные и мобильные приложениях и другие виды информационных ресурсов , а также размещаемая на н их информация ), содержащая текстовые описания , фотографии , рисунки , видеоматериалы по данной теме Информация , не соответствующая задачам образования 1,2,3 ( не имеет нормативного и используется для целей настоящих Методических рекомендаций ) 13. Компьютерные и сетевые игры , за исключением соответствующих задачам образования Информационная продукция ( в том числе сайты , сетевые средства массовой информации , социальные сети , интерактивные и мобильные приложениях и другие виды информационных ресур сов , а также размещаемая на них информация ) по тематике компьютерных игр , не соответствующим задачам образования , в том числе порталы браузерных игр , массовые многопользовательские игры и другие игры , игровой процесс осуществляется через сеть « Инте рнет » 14. Ресурсы , базирующиеся либо ориентированные на обеспечении анонимности распространителей и потребителей информации Информационная продукция ( в том числе сайты , сетевые средства массовой информации , социальные сети , интерактивные и мобильные прило и другие виды информационных ресурсов , а также размещаемая на них информация ), обеспечивающие анонимизацию сетевого трафика в сети « Интернет », такие как анонимные форумы , чаты , доски объявлений и гостевые книги , анонимайзеры и другие программы и се рвисы 15. Банки рефератов , эссе , дипломных работ , готовых домашних заданий и других информационных ресурсов , предоставляющих обучающимся готовые решения в форме материала , ответов и другой информации для осуществления ими учебной деятельности Информационная продукция ( в том числе сайты , сетевые средства массовой информации , социальные сети , интерактивные и мобильные приложениях и другие виды информационных ресурсов , а также размещаемая на них информация ) такие как сайты готовых рефератов , эссе , курсовых и дипломных работ , готовых домашних заданий , решебников , ответов на контрольные и самостоятельные работы и другие информационные ресурсы , направленные на предоставление обучающимся готовых решений в форме материала , ответов и другой информации , позволяющая и м не осуществлять учебную деятельность самостоятельно -казино Информационная продукция ( в том числе сайты , сетевые средства массовой информации , социальные сети , интерактивные и мобильные приложениях и другие виды информационных р есурсов , а также размещаемая на них информация ), содержащая информацию об электронных казино и других видах игр на денежные средства или их аналоги , а также способах и методах получения к ним доступа в сети « Интернет » 17. Мошеннические сайт ы Сайты , навязывающие услуги на базе СМС -платежей , сайты , обманным путем собирающие личную информацию ( фишинг ) 18. Магия , колдовство , чародейство , ясновидящие , Информационная продукция , оказывающая психологическое воздействие на детей , при которой

Страница 23

приворот по фото , волшебство , некромантия и секты человек обращается к тайным силам с целью влияния на события , а также реального кажущегося воздействия на состояние 19. Ресурсы , содержащие рекламу и направленные на продажу товаров и / или услуг детям Информационная продукция ( в том числе сайты , сетевые средства массовой информации , социальные сети , интерактивные и мобильные приложениях и другие виды информационных ресурсов , а также размещаемая на них информация ), на правленная на побуждение и создание заинтересованности у несовершеннолетних к убеждению родителей или других лиц либо самостоятельно товары и / или услуги 20. Службы знакомств , социальные сети , мессенджеры и сайты и сервисы для организации сетево Информационная продукция ( в том числе сайты , социальные сети , интерактивные и мобильные приложениях и другие виды информационных ресурсов ), направленная на организацию общения между пользователями с помощью сети « Интернет », такая как служба знак омств , социальные сети , мессенджеры и другие сайты , сервисы и программы , направленные и предоставляющие необходимый функционал и возможности , за исключением электронных образовательных и информационных ресурсов , создаваемых в организациях , осуществляющих о бразовательную деятельность 21. Интернет-ресурсы , нарушающие исключительные права обладания ( авторские права ) Информационная продукция ( в том числе сайты , социальные сети , интерактивные и мобильные приложениях и другие виды информационных ресурсов ), на правленная на предоставление пользователям сети « Интернет » информационного и программного при нарушении авторского права , в форме торрентов , пиринговых сетей и других сайтов , сервисов и программ , предоставляющих необходимый функционал и возможности 22. Пропаганда национализма , фашизма и межнациональной розни Информационная продукция ( в том числе сайты , сетевые средства массовой информации , социальные сети , интерактивные и мобильные приложениях и другие виды информационных ресурсов , а также размещаемая на них информация ), содержащая текстовые описания , фотографии , рисунки , видеоматериалы по данной теме 23. Ресурсы , ориентированные на предоставление неправдивой информации об истории России и формирование неуважительного к ней Информационная продукция ( в том числе сайты , сетевые средства массовой информации , социальные сети , интерактивные и мобильные приложениях и другие виды информационных ресурсов , а также размещаемая на них информация ), содержащая текстовые описания , фотограф ии , рисунки , видеоматериалы по данной теме 24. Ресурсы , ориентированные на продажу документов об образовании и ( или ) обучении , без прохождения итоговой аттестации в организациях , осуществляющих образовательную деятельность Информационная продукция ( в том числе сайты , сетевые средства массовой информации , социальные сети , интерактивные и мобильные приложениях и другие виды информационных ресурсов , а также размещаемая на них информация ), предлагающие приобрести за плату документ об образовании и ( или ) обучении без прохождения обучения и итоговой аттестации в организациях , осуществляющих образовательную деятельность

Страница 24

1 - рекомендуется исключить из обработки систем контент -фильтрации « Интернет » -ресурсы , относящиеся к домену gov.ru, официальные « Интернет » -ресурсы органов власти федерального и субъектов Российской Федерации , а также рекомендованных ими к использованию в образовательном процессе « Интернет » -ресурсы; 2 – перечень информации , не соответствующей задачам образования , может быть д ополнен и расширен исполнительными органами государственной власти субъектов и образовательными организациями по своему усмотрению с учетом специфики и потребностей своей деятельности ; 3 - не имеет нормативного и используется для целей настоящи х Методических рекомендаций . Перечень видов информации , к которым может быть предоставлен доступ согласно определенной возрастной категории Информационная продукция для детей , не достигших возраста шести лет , согласно статье 7 Федерального закона № 436-ФЗ : К информационной продукции для детей , не достигших возраста шести лет , может быть отнесена информационная продукция , содержащая информацию , не причиняющую вреда здоровью и ( или ) развитию детей ( в том числе информационная продукция , содержащая оправ данные ее жанром и ( или ) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображения или описания физического ) психического ( за исключением сексуального насилия ) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и ( или ) осуждения насилия ). Информационная продукция для детей , достигших возраста шести лет , согласно статье 8 Федерального закона № 436 -ФЗ : К допускаемой к обороту информационной продукции для детей , достигших возраста шести лет , может быть отнесена информацион ная продукция , предусмотренная статьей 7 настоящего , а также информационная продукция , содержащая оправданные ее жанром и ( или ) сюжетом : кратковременные и ненатуралистические изображения или описания заболеваний человека ( за исключением тяжелых заболеваний ) и ( или ) их последствий в форме , не унижающей человеческого ; ненатуралистические изображения или описания несчастного , аварии , катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий , которые могут вы зывать у детей страх , ужас панику ; не побуждающие к совершению антиобщественных действий и ( или ) преступлений эпизодические изображения или описания этих действий и ( или ) преступлений при условии , что и не оправдывается их допустимост ь и выражается отрицательное , осуждающее отношение к лицам , их совершающим . К допускаемой к обороту информационной продукции для детей , достигших возраста двенадцати лет , может быть отнесена информационная продукция , предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона , а также информационная продукция , содержащая оправданные ее жанром и ( или ) сюжетом :

Страница 25

эпизодические изображения или описания жестокости и ( или ) насилия ( за исключением сексуального насилия ) без натуралистического процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии , что сострадание к жертве и ( или ) отрицательное , осуждающее отношение к жестокости , насилию ( за исключением насилия , применяемого защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или го сударства ); изображения или описания , не побуждающие к совершению антиобщественных действий ( в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции , участию в азартных играх , занятию бродяжничеством или попрошайничеством ), эпизодическое упомина ние ( без демонстрации ) наркотических средств , психотропных и ( или ) одурманивающих веществ , табачных изделий при условии , что и не оправдывается допустимость антиобщественных действий , выражается отрицательное , осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции , средств , веществ , изделий ; не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображения или описания половых от ношений между мужчиной и женщиной , за исключением изображения или описания действий сексуального . К допускаемой к обороту информационной продукции для детей , достигших возраста шестнадцати лет , может быть отнесена информационная продукция , предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона , а также информационная продукция , содержащая оправданные ее жанром и ( или ) сюжетом : изображения или описания несчастного , аварии , катастрофы , заболевания , смерти без натуралистического их по следствий , которые могут вызывать у детей страх , ужас панику ; изображения или описания жестокости и ( или ) насилия ( за исключением сексуального насилия ) без натуралистического процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии , что к жертве и ( или ) отрицательное , осуждающее отношение к жестокости , насилию ( за исключением насилия , применяемого защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства ); информация о наркотических средствах или о психотропных и ( или ) об одурманивающих веществах ( без их демонстрации ), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии , что отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и соде ржится указание на опасность их потребления ; отдельные бранные слова и ( или ) выражения , не относящиеся к нецензурной брани ; не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной , за исключением изображения или описания действий сексуального характера .

Страница 26

Приложение № 2. Реестр безопасных образовательных сайтов Временная комиссия Совета Федерации по развитию информационного с целью оказания организационной п оддержки субъектам Российской Федерации при реализации данных методических рекомендаций создает Реестр безопасных образовательных сайтов . РБОС реализуется на базе Экспертного по информатизации системы образования и воспитания при Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного , посредством размещения на информационном портале « Скф . единыйурок . рф » по адресу www. скф . единыйурок . рф с 1 марта 2019 года . В РБОС включаются сайты образовательного . Актуальность РБОС как системы обусловлена : 1. Отсутствием возможности составлять список сайтов в сети « Интернет », содержащим информацию , причиняющую вред здоровью и ( или ) развитию детей , а также не соответствующую задачам образования ; 2. Необходимостью предоставления доступа образовательным организациям к проверенным сайтам в сети « Интернет », соответствующим задачам образования . В РБОС включаются следующие категории сайтов : 1. Сайты дошкольных образовательных организаций ; 2. Сайты общеобразовательных организаций ; 3. Сайты орган изаций дополнительного ; 4. Сайты профессиональных образовательных организаций ; 5. Сайты учреждений для детей -сирот и детей , оставшихся без попечения родителей ; 6. Сайты образовательных организаций высшего ; 7. Сайты государственных федеральных и региональных органов власти и организаций , созданные государственными федеральными и региональными органами власти , в сфере детства , образования , молодежной политики , спорта , здоровья и культуры ; 8. Сайты проектов , мероприятий и инициатив государственных федеральных и региональных органов и организаций , созданные государственными федеральными и региональными органами власти , в сфере детства , образования , молодежной политики , спорта , здоровья и культуры ; 9. Сайты организаций , учредителем которых выступают госу дарственные федеральные и региональные органы власти и муниципальные образования , в сфере физической культуры и спорта для детей ; 10. Сайты организаций , учредителем которых выступают государственные федеральные и региональные органы власти и муниципальные обра зования , в сфере обеспечения здоровья детей и психологической поддержки детей ;

Страница 27

11. Сайты организаций , учредителем которых выступают государственные федеральные и региональные органы власти и муниципальные образования , культуры для детей , включая сайты библиоте к , театров и других учреждений культуры ; 12. Сайты издательств учебно литературы , включенные в перечень организаций , осуществляющих выпуск учебных пособий , которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ , утверждённых Министерством просвещения Российской Федерации ; 13. Сайты олимпиад , вошедших в перечень олимпиад школьников и их уровней , утверждённые приказом Министерства науки и высшего РФ 14. Сайты научных организаций ; 15. Сайты общ ероссийских детских и молодежных общественных объединений ; 16. Сайты , включая сайты проектов , мероприятий и инициатив , включенные в документы стратегического планирования и ( или ) планы работы органов государственной власти на федеральном и ( или ) региональном у ровне ; 17. Сайты и ( или ) сетевые средства массовой информации для педагогических работников и ( или ) детей негосударственных организаций и физических лиц , получивших государственную поддержку ( финансовую , информационную , организационную и кадровую ) на федеральн ом и ( или ) региональном уровне ; В РБОС не включаются сайты : 1. Содержащие рекламу ( кроме спонсорской рекламы , включая информацию о спонсоре , и социальной рекламы ); 2. Направленные на осуществление коммерческой деятельности ; 3. Содержащие сведения , составляющие госу дарственную или иную специально законом тайну ; 4. Содержащие запрещённую российским законодательством информацию ; 5. Зарегистрированные в установленном порядке в качестве сетевого средства массовой информации , имеющего ограничения старше 18 лет и обозначенные в виде цифры "18" и знака " плюс ) текстового " запрещено детей "; 6. Зарегистрированные ранее чем за год до включения в реестр ; 7. Не имеющие писем поддержки , соглашений и иных аналогичных документов , подтверждающие го сударственную поддержку ( финансовую , информационную , организационную и кадровую ) в календарном году включения в Реестр ( для негосударственных организаций и физических лиц ); 8. Содержащие информацию , причиняющую вред здоровью и ( или ) развитию детей , а также не соответствующую задачам образования ;

Страница 28

9. Размещенные не в российских доменных зонах ; 10. На которых осуществляется образовательная деятельность без лицензии на осуществление образовательной деятельности ( кроме индивидуальных предпринимателей , осуществляющих образ овательную деятельность без привлечения педагогических работников ). РБОС для удобства использования публикуется в форме списка сайтов без категоризации для использования заинтересованными органами власти , органами местного , операторами связи , образовательными организациями и другими заинтересованными организациями и физическими лицами , в частности в рамках предоставления услуг « Родительский контроль » операторами связи для частных клиентов и педагогическими работниками для использования в обра зовательном процессе . Реестр формируется на основе запросов о включении в Реестр сайтов со стороны федеральных органов государственной власти в течение календарного и региональных исполнительных органов государственной власти раз в календарный год , пр ошедших проверку Экспертным советом на соответствие сайтов требованиям для включения в Реестр . Федеральные органы государственной власти могут в течение календарного направлять информацию о включении сайта ( -ов ) в Реестр путем направления письма на им я Председателя Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного ( Приложение № 3). Региональные исполнительные органы государственной власти раз в календарный год с 1 сентября до 30 декабря направляют письмо Председателя Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного , включающего комиссии по рассмотрению сайтов в сети « Интернет » для включения в Реестр безопасных образовательных сайтов и список сайтов для включения в Реестр ( Приложение № 4). Форма со списком сайтов для включения в Реестр публикуется ежегодно августа на сайте СКФ . Для рассмотрения сайтов негосударственных организаций для включения в реестр в федеральный орган государственной власти или региональный исполнительный орган государственной власти негосударственная организация предоставляет заявку для включения сайта организации в Реестр безопасных образовательных сайтов ( далее – Заявка ), включающую : 1. Заявление о рассмотрении сайта для включения в РБОС , включающее согласие с требованиями , предъявляемыми к сайтам для включения в РБОС , и возможностью исключения из реестра в случае нарушения требований , предъявляемых к сайтам для включения в РБОС ; 2. Концепцию сайта с обоснованием его значимости , характеристикой планируемой аудитории ; 3. Справку об источниках финансирования сайта и организации ; 4. Описание технических возможностей администратора сайта ;

Страница 29

5. Описание деятельности организации -администратора сайта ; 6. Справка об администрации доменного сайта , указанного ; 7. Резюме сотрудников и описание организаций -партнеров , занятых в реализации сайта 8. Отзывы , рекомендации , экспертные заключения и публикации о деятельности организации в средствах массовой информации ; 9. Справка об отсутствии по состоянию на первое число месяца , пр едшествующего месяцу , в котором планируется подача Заявки , неисполненной обязанности по уплате налогов , сборов , страховых взносов , пеней , штрафов , процентов , подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах , в ви де письма от Федеральной налоговой службы Российской Федерации или по форме , установленной Федеральной налоговой службой Российской Федерации на соответствующий финансовый год ; 10. Справка , подписанная руководителем или иным уполномоченным лицом и главным бухгалтером , об отсутствии просроченной задолженности по возврату в федеральный и региональный бюджеты субсидий , бюджетных инвестиций , предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами , и иной просроченной задолженности перед федеральным и ре гиональным бюджетами ( по состоянию на первое число месяца , предшествующего , в котором планируется подача Заявки ); 11. Справка , подписанная руководителем или иным уполномоченным лицом и главным бухгалтером , об отсутствии процесса реорганизации , ликвидаци и , банкротства , а также , что не является иностранным юридическим лицом , а также российским юридическим лицом , в уставном ( складочном ) капитале которого иностранных юридических лиц , местом регистрации которых является государство , включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий , предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и ( или ) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций ( офшорные зоны ) в отношении таких юридических лиц , в совокупности превышает 50 процентов ; 12. Письма поддержки , соглашения и иные аналогичные документы , подтверждающие государственную поддержку ( финансовую , информационную , организационную и кадровую ) сайта в календарном году включения в Реестр . Для рассмотрения сайтов физических лиц для включения в реестр в федеральный орган государственной власти или региональный исполнительный орган государственной власти физическое лицо зая вку для включения сайта организации в Реестр безопасных образовательных сайтов ( далее – Заявка ), включающую :

Страница 30

1. Заявление о рассмотрении сайта для включения в РБОС , включающее согласие с требованиями , предъявляемыми к сайтам для включения в РБОС , и возможност ью исключения из реестра в случае нарушения требований , предъявляемых к сайтам для включения в РБОС ; 2. Концепцию сайта с обоснованием его значимости , характеристикой планируемой аудитории ; 3. Справку об источниках финансирования сайта ; 4. Описание техни ческих возможностей администратора сайта ; 5. Описание деятельности физического -администратора сайта ; 6. Справка об администрации доменного сайта , указанного ; 7. Резюме физических лиц , сотрудников и описание организаций -партнеров , занятых в реализации сайта ; 8. Отзывы , рекомендации , экспертные заключения и публикации о деятельности организации в средствах массовой информации ; 9. Письма поддержки , соглашения и иные аналогичные документы , подтверждающие государственную поддержку ( финансовую , информационную , организационную и кадровую ) сайта в календарном году включения в Реестр . Федеральные органы государственной власти самостоятельно порядок рассмотрения заявок для включения сайта организации в Реестр безопасных образовательных сайтов от негосударственных организаций на предмет соответствия вышеуказанным требованиям к организациям и сайтам для включения в Реестр . Региональные исполнительные органы государственной власти для рассмотрения заявок для включения сайта организации в Реест р безопасных образовательных сайтов от негосударственных организаций на предмет соответствия вышеуказанным требованиям к организациям и сайтам для включения в Реестр создают комиссии по рассмотрению сайтов в сети « Интернет » для включения в Реестр безопасны х образовательных сайтов , члены которых рассматривают представленные ( далее – комиссии ). Порядок организации работы , список ее членов и другие аспекты , связанные с деятельностью по организации и работы комиссии , самостоятельно исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации . После направления письма на имя Председателя Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного о включении сайта в РБОС Экспертный совет осуществляет повторную проверку сайтов на соответствие требованиям для включения в РБОС . Для осуществления проверки сайтов могут привлекаться члены Экспертного или другого , образованного Экспертного . При осуществлении Экспертным советом проверки сайта , направленног о федеральным органом государственной власти и ( или ) исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации , и выявлении нарушений настоящих требований сайт в РБОС не включается .

Страница 31

Проверка сайтов Экспертным советом осуществляется в тече ние трех календарных месяцев и обновление РБОС осуществляется в течение одного . Обращения о не функционировании сайта либо нарушении сайтом настоящих требований могут направить пользователи с помощью формы , размещенной на сайте СКФ . Обр ащения рассматриваются в течение 30 календарных дней без ответа пользователю , направившему обращение . Для создания практических условий использования сайтов , включенных в Реестр безопасных образовательных сайтов ( РБОС ), Временная комиссия Совета Федерации по развитию информационного запускает на базе портала « Сетевичок » поисковую систему « Сетевичок » по сайтам , включенным в РБОС , по адресу www. поиск . сетевичок . рф . Использование поисковой системы в образовательном процессе образовательными организациями позволит обеспечить доступ обучающихся и педагогических работников к информации из проверенных источников , исключив возможность доступа к информации , причиняющей вред здоровью и ( или ) развитию детей , а также не соответствующей задачам образования .