cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1

Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 17 0 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»


Утверждено:
решением педагогического совета
Протокол № 1
от 31.08. 20 22 г.

Согласовано:





Программа вокально -хорового кружка
« Звонкие колокольчики »






Состави тель :
музыкальный руководитель:
Левина Галина Анастасьевна



















Заведующий Детским садом № 170

31.08.2022г.

Страница 2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность дополнительной образовательной программы

Программа вокально -хорового кружка « Звонкие колокольчики » разработана
в соответствии:
 с Конституцией РФ (ст. 43), с законом РФ «Об образовании»,
 Федеральным государственным стандартом дошкольного образования
(приказ Министерства образования и науки РФ от 17 о ктября 2013 г. №
1155);
 СанПиН 2.4.1.3049 -13 «Санитарно -эпидемиологические правила и
нормативы к устройству, содержанию и организации режима работы в
дошкольных организациях»,
 Письмом Минобразования России от 18.06.2003 г. № 28 -02 -484/16
«Требования к содержанию и оформлению образовательных программ
дополнительного образования детей».
Пение – один из любимых видов музыкальной деятельности, облада ю-
щий большим потенциалом эмоционального, музыкального, п ознавательного
развития детей, а также развитие музыкального слуха, без которого муз ы-
кальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух,
музыкальное мышление и память. Кроме того, успешно осуществляется о б-
щее развитие, формируются высши е психические функции, обогащаются
представления об окружающем мире, речь, ребенок учится взаимодейств о-
вать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связа н-
ный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращ е-
ние, эндокринн ая система и других, важно, чтобы голосообразование было
правильно, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с уд о-
вольствием.
Правильный режим голосообразования является результатом работы по
постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, испол ь-
зуемые на занятиях по вокальному пению в ДОУ, оказывают оздоравлива ю-
щее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровосна б-
жении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция
бронхов, восстанавливается носовое д ыхание, повышается общая сопроти в-
ляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.
Данная программа направлена на развитие у воспитанников ДОУ в о-
кальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.
Программа разработан а на основе примерной общеобразовательной пр о-
граммы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией
Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, программы «Ладушки»,
И.Каплуновой, И.Новоскольцевой, методического пособия «Вокально -
хоровая работа в детском саду», М. Ю. Картушиной,


Страница 3

Особенности слуха и голоса детей 5 - 6 лет

На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт.
Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов вы с-
шей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формир о-
вание голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако гол о-
совой аппарат по -прежнему отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с
голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук
оче нь слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор
развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 6 лет несил ь-
ный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время
которого у детей развивается низкое, несвой ственное им звучание.
Дети могут петь в диапазоне ре -до 2 . Низкие звуки звучат более пр о-
тяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесс и-
турой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки (ми)
фа -си. В этом диапазоне зв учание естественное, звук до первой октавы зв у-
чит тяжело, его надо избегать.
Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить ос о-
бенности звучания певческого звучания каждого ребенка и чистоту интон и-
рования мелодии и в соответствии с природным т ипом голоса определить р е-
бенка в ту или иную тембровую подгруппу.
Для того чтобы научить детей в ДОУ правильно петь (слушать, анал и-
зировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса)
необходимо соблюдать следующие условия:
 игровой характер занятий и упражнений;
 активная концертная деятельность детей;
 доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с
удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на
улице, в гостях;
 атрибуты для занятий (шумовые инстру менты, музыкально – дидакт и-
ческие игры, пособия);
 звуковоспроизводящая аппаратура (музыкальный центр, микрофон,
СD -диски);
 сценические костюмы, необходимые для создания образа и становл е-
ния маленького артиста.
Необходимо бережное отношение к детскому голос у; проводить работу с
детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого
разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса
ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную в о-
кально -певческую постанов ку корпуса.
Занятия в вокальном кружке « Звонкие колькольчики » проводятся гру п-
повое и индивидуально с сентября по май, 72 занятия в год. Основная форма
работы с детьми – занятия длительностью по 25 минут, ко торые проводятся 2
раз в неделю.

Страница 4

Актуальность предлагаемой образовательной программы заключается в
художественно -эстетическом развитии обучающихся, приобщении их к кла с-
сической, народной и эстрадной музыке, раскрытии в детях разносторонних
способностей.
Новизна программы вокального кружка « Звонкие ко локольчики » з а-
ключается в следующем: программа имеет интегрированный характер и о с-
нована на модульной технологии обучения, которая позволяет по мере нео б-
ходимости варьировать образовательный процесс, конкретизировать и стру к-
турировать ее содержание, с учет ом возрастных и индивидуальных особе н-
ностей воспитанников. А также предоставляет возможность для развития
творческих способностей обучающихся. В образовательном процессе пр о-
граммы используются инновационные технологии: групповой деятельности,
личностно -ори ентированные на игровые технологии.
В современной психолого -педагогической науке теоретически доказано
и практически подтверждено, что дошкольный возраст способствует успе ш-
ному творческому развитию детей, что вкус к творчеству лучше всего фо р-
мируется в акт ивной творческой деятельности и что музыкальная деятел ь-
ность более всего соответствует эмоциональной творческой природе воспр и-
ятия дошкольника. Одним из видов музыкальной деятельности является п е-
ние и в рамках образовательной программы ДОУ ведется работа п о развитию
певческих навыков дошкольников. Однако ограничение временного периода
для обучения детей певческим навыкам не позволяет достичь возможных р е-
зультатов. В связи с этим возникает необходимость разработке отдельной
программы для вокально -хорового кр ужка.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что
занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют
эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состо я-
ние детей.
Цель программы – формирование эсте тической культуры дошкольн и-
ка; развитие эмоционально -выразительного исполнения песен; становление
певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции.
Задачи:
Образовательные:
1. Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эс т-
радной .
2. Обучить детей вокальным навыкам.
Воспитательные:
1. Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и и с-
полнять ее .
2. Привить навыки сценического поведения .
3. Формировать чувство прекрасного на основе классического и совр е-
менного музыкального материала .
Развивающие:
1. Развить музыкально -эстетический вкус .
2. Развить музыкальные способности детей .

Страница 5

Коррекционные:
1. Создать условия для пополнения словарного запаса, а также успешной
социализации дошкольников.

В отличие от существующих программ, данная программа пред у-
сматривает дифференцированный подход к обучению, учёт индивидуальных
психофизиологических особенностей воспитанников. Использование трад и-
ционных и современных приёмов обучения позволяет заложить основы для
формирования основных компон ентов учебной деятельности: умение видеть
цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои
действия. Репертуар для воспитанников подбирается педагогом с учетом во з-
растных, психологических особенностей ребенка, и их вокальных данных .
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной
программы, 5 -6 лет. Особенности работы обусловлены, прежде всего, возра с-
тными возможностями детей в воспроизведении вокального материала. Зн а-
ние этих возможностей помогает педагогу выбрать по сильный для освоения
музыкальный и песенный материал, вызвать и сохранить интерес и желание
заниматься пением. Занимаясь в вокальном кружке, дети получают не только
вокальную подготовку, но и знакомятся с шедеврами современной и класс и-
ческой музыки, приобр етают навыки выступления перед зрителями.

Сроки реализации программы, формы и режим занятий
Программа рассчитана на 1год обучения. В ходе реализации програ м-
мы сочетается групповая (работа в вокальной группе) и индивидуальная р а-
бота (сольное пение). Возрастные особенности детей позволяют включать в
работу кружка два взаимосвязанных направления: собственно вокальную р а-
боту (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности
в различных видах коллективного исполнительства:
 песни хором в унисон ;
 хоровыми группами (дуэт, трио и т. д.) ;
 тембровыми подгруппами при включении в хор солистов ;
 пение под фонограмму .

Программа включает подразделы:
 восприятие музыки;
 развитие музыкального слуха и голоса;
 песенное творчество;
 певческая установка;
 певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки;
 навыки эмоционально -выразительного исполнения;
 певческое дыхание; звукообразование;
 навык выразительной дикции.


Страница 6

Ожидаемый результат
Воспитанники ДОУ имеют опыт восприятия песен разного характера,
проявляют устойчивый интерес к вокальному искусству. Поют естественным
голосом, протяжно. Умеют правильно передавать мелодию в пределах ре -до2
октавы, чисто интонируют. Различают звуки по высо те, слышат движение
мелодии, поступенное и скачкообразное. Точно воспроизводят и передают
ритмический рисунок. Умеют контролировать слухом качество пения. Выр а-
ботана певческая установка. Могут петь без музыкального сопровождения.
Дети ДОУ проявляют интерес к вокальному искусству. Умеют петь е с-
тественным голосом, без напряжения, протяжно. Внятно произносят слова,
понимая их смысл, правильно пропевают гласные в словах и правильно пр о-
износят окончания слов. Могут петь без помощи руководителя. Проявляют
активно сть в песенном творчестве; поют дружно, не отставая, и не опережая
друг друга.
Форм ой подведения итогов реализации программы, являются пед а-
гогические наблюдения, концертные выступления.
Условия реализации программы: просторное, светлое помещение с
естественным и искусственным освещением, музыкальный инструмент –
пианино, стол и стул для педагога, стулья по количеству детей, наглядные
материалы и пособия, музыкально -дидактические игры, сценические кост ю-
мы, необходимые для создания образа и становлени я маленького артиста,
музыкальный центр, 2 микрофона, мультимедиа проектор.

Учебно -тематический план программы
вокально -хорового кружка « Звонкие колокольчики »
Режим занятий.
Общее количество занятий в год – 72 .
Периодичность в неделю – 2 раза: вторник, четверг с 15.00 -15.30.
Продолжительность занятия – до 30 минут.

Примерный учебный план





Содержание Количество занятий
Восприятие музыки 10
Артикуляция, выразительная дикция

22
Освоение техники распределения дыхания

10
Расширение певческого диапазона, чистота инт о-
нирования
10
Эмоционально -выразительное исполнение 20
Итого:

72

Страница 7

Примерный тематический план.

№ Наименование
разделов и тем
Общее к о-
личество
часов
в том числе
теоретических практических
1. Певческая устано в-
ка. Певческое д ы-
хание.

10

2

8
2. Музыкальный звук.
Высота звука. Р а-
бота над звуков е-
дением и чистотой
интонирования.

15

2

13
3. Работа над дикцией
и артикуляцией

12

2

10
4. Формирование чу в-
ства ансамбля.

15

2

13
5. Формирование сц е-
нической культуры.
Работа с фон о-
граммой.

20

3

17
Итого: 72 12 60

1.Вводное занятие.
Содержание. Организованное занятие. Объяснение целей и задач вокального
кружка. Распорядок работы, правила поведения.
Форма: беседа, прослушивание музыкальных произведений.
2. Музыкальная подготовка.
1. Развитие музыкального слуха.
Содержание. Использование упражнений по выработке точного восприятия
мелодий. Раб ота с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки).
Форма. Практическая, дидактические игры.
2. Развитие музыкальной памяти.
Содержание. Использование упражнений по выработке точного восприятия
мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (б убен, ложки).
Форма. Практическая, дидактические игры.
3. Развитие чувства ритма.
Содержание. Знакомство с понятием «метр», «темп». Игра на ударных муз ы-
кальных инструментах (барабан, бубен, ложки).
Форма. Практическая, дидактические игры.
3. Вокальная работа.
1. Прослушивание голосов.
Содержание. Прослушивание голосов детей с музыкальным сопровождением
и без него.
Форма. Индивидуальная работа.

Страница 8

2. Певческая установка. Дыхание.
Содержание. Работа над выработкой умений, правильного поведения восп и-
танника во время занятия. Знакомство с основным положением корпуса и г о-
ловы. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время п е-
ния.
Форма. Фронтальная, индивидуальная, практическая, игровая.
3. Распевание.
Содержание. Разогревание и настройка голосового аппарата обучающихся.
Упражнение на дыхание: считалки, припевки, дразнилки.
Форма. Фронтальная, практическая, игровая.
4. Дикция.
Содержание. Отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги,
работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок.
Форма. Индивидуальные занятия с логопедом, игровая деятельность.
5. Работа с ансамблем над репертуаром.
Содержание. Индивидуальная работа по развитию певческих навыков. Раб о-
та над дыханием, поведением, дикцией, артикуляцией.
Форма. Коллективная.

Структура занятия.
1. Вводная часть.
- приветствие ;
- упражнения, направленные на подготовку голосового аппарата ребенка к
разучиванию и исполнению вокальных произведений (артикуляционная ги м-
настика, интонацион но -фонетические упражнения, скороговорки, чистог о-
ворки, упражнения для распевания).
3. Основная часть.
- работа над песней;
- работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание
песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по но там;
- работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией,
дыхания по фразам, динамическими оттенками.
4. Заключительная часть.
- пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его б о-
лее эмоциональным и запоминающимся;
- работа на д выразительным артистичным исполнением.

Методические приемы:
1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:
 знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его
как стихотворение, спеть без сопровождения) ;
 работа над вокальными и хоровыми навыками;
 проверка знаний у детей усвоения песни.
2. Приемы, касающиеся только одного произведения:
 споем песню с полузакрытым ртом;

Страница 9

 слоговое пение («ля», «бом» и др.);
 хорошо выговаривать согласные в конце слова;
 произношение слов шепотом в ритме песни;
 выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово;
 настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);
 задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит;
 обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;
 использовать элементы дир ижирования;
 пение без сопровождения;
 зрительная, моторная наглядность.
3. Приемы звуковедения:
 выразительный показ (рекомендуется аккапельно);
 образные упражнения;
 вопросы;
 оценка качества исполнение песни .

Перспективное планирование
план работы кружка « Звонкие колокольчики » на 2022 -2023 учебный год

Сентябрь
Содержание
работы
Задачи Музыкальный
материал
1.Игра -
приветствие.


2.Артикуляционная
гимнастика по
системе В. Емел ь-
янова.



3.Интонационно -
фонетические у п-
ражнения.






4.Скороговорки.
Чистоговорки.

Психологическая настройка на з а-
нятие.


Подготовка голосового аппарата к
дыхательным, звуковым играм, п е-
нию. Способствовать правильному
звукообразованию, охране и укр е-
плению здоровья детей.


Упражнять в точном интониров а-
нии трезвучий, удерживать инт о-
нации на повторяющихся звуках.
Выравнивание гласных и согла с-
ных звуков. Формировать звучание
голоса ближе к фальц етному. Сл е-
дить за правильной певческой а р-
тикуляцией.

Упражнять детей чётко проговар и-
вать текст, включая в работу арт и-
куляционный аппарат; Проговар и-
Упражнения:
1. «В гости».
2.«Здравствуйте».
М. Картушина.

Упражнения:
1. «Обезьянки».
2. «Весёлый яз ы-
чок».


Пропевание гла с-
ных
«А -О -У-И -Э» в
разной послед о-
вательности.
Игра со звуком:
«Самолет».


Няня мылом м ы-
ла Милу…»
1. «Сорок сорок ели

Страница 10









5 Упражнения для
распевания.





6. Пение.














вать с разной интонацией (удивл е-
ние, повествование, вопрос, во с-
клицание), темпом (с ускорением и
замедление м, не повышая голоса),
интонацией (обыгрывать образ и
показывать действия). Петь на о д-
ном звуке. (Далее задачи те же).

Расширять диапазон детского г о-
лоса, точно попадать на первый
звук. Слышать и передавать пост у-
пенное и скачкообразное движение
мелодии. С амостоятельно попадать
в тонику.

1. Продолжать побуждать детей
петь естественным голосом, без
напряжения, правильно брать д ы-
хание между музыкальными фр а-
зами и перед началом пения;
2. Петь выразительно, передавая
динамику не только куплета к к у-
плету, но и по музыкальным фр а-
зам;
3. Выполнять паузы, точно перед а-
вать ритмический рисунок, делать
логические (смысловые) ударения
в соответствии с текстом песен;
4. Петь лёгким, подвижным зв у-
ком, напевно, широко, с музыкал ь-
ным сопровождением и без него.
сырок…»
2. «Шла Саша…»
3. Знакомый мат е-
риал.




«Фокус -покус».
1. «Чудо -лесенка».
2. «Храбрый пор т-
няжка»
А.Евтодьевой


«Грибочки» муз.
и сл. И. Горбиной
«Ябеда -корябеда»
Б.Савельева







Количество занятий - 7

Октябрь
Содержание
работы
Задачи Музыкальный
материал
1. Коммуникати в-
ная игра -
приветствие.


2.Артикуляционная
гимнастика по
системе В. Емел ь-
Освоение пространства, устано в-
ление контактов, психологическая
настройка на работу.


Развивать певческий голос, сп о-
собствовать правильному звукоо б-
разованию, охране и укреплению
«Приветствие»
Модель И. Евд о-
кимовой.
«Здравствуйте»
Картушина.
1. «Прогулка»
(Заня тие -игра).
2. «Паровоз» -

Страница 11

янова.




3.Интонационно -
фонетические у п-
ражнения.




4.Скороговорки.
Чистоговорки.









5. Упражнения для
распевания.



6. Песни.









здоровья детей.




Упражнять в точном интониров а-
нии трезвучий, удерживать инт о-
нации н а повторяющихся звуках.
Выравнивание гласных и согла с-
ных звуков. Следить за правильной
певческой артикуляцией.

Упражнять детей чётко проговар и-
вать текст, включая в работу арт и-
куляционный аппарат; Проговар и-
вать с разной интонацией (удивл е-
ние, повествование , вопрос, во с-
клицание), темпом (с ускорением и
замедлением, не повышая голоса),
интонацией (обыгрывать образ и
показывать действия). Петь на о д-
ном звуке. (Далее задачи те же).

Упражнять детей в чистом интон и-
ровании поступенного и скачкоо б-
разного движения мелодии вверх и
вниз.

Побуждать детей петь естестве н-
ным голосом, без напряжения, пр а-
вильно брать дыхание между м у-
зыкальными фразами и перед н а-
чалом пения;
Побуждать детей исполнять песни
лёгким звуком в подвижном темпе
и напевно в умеренном;
Петь естест венным звуком, выр а-
зительно, выполнять логические
ударения в музыкальных фразах,
отчётливо пропевать гласные и с о-
гласные в словах.
Побуждать детей исполнять песни
а капелла.
Короткий вдох,
долгий выдох;
«Машина» - ви б-
рация губ. «С а-
молёт» - на звук
«У» (протяжно,
на цепном дых а-
нии, повышая и
понижая голос)
Пропевание гла с-
ных
«А -О -У-И -Э» в
разной послед о-
вательности.



«Говорил попугай
попугаю».
1. «Тигры».
2. «Вёз корабль
карамель».
3. «Кит -рыба».
1. «Котенок и б а-
бочка»
2. «Птичка и Л и-
са»
3. «Машенька и
Медведь»
А.Евтодьевой

«Плакала бере з-
ка», муз. и сл.
И.Осокиной
«Белые корабл и-
ки» муз. и сл.
К.Костина


Количество занятий - 9

Страница 12

Ноябрь
Содержание раб о-
ты
Задачи Музыкал ьный
материал
1. Игра -
приветствие.



2.Артикуляционная
гимнастика по
системе В. Емел ь-
янова.


3.Интонационно -
фонетические у п-
ражнения.






4.Скороговорки.
Чистоговорки.









5 Упражнения для
распевания.





6. Пение.




Психологическая настройка на з а-
нятие



Подготовка голосового аппарата к
дыхательным, звуковым играм, п е-
нию. Способствовать правильному
звукообразованию, охране и укр е-
плению здоровья детей.

Упражнять в точном интониров а-
нии трезвучий, удерживать инт о-
нации на повторяющихся звуках.
Выравнивание гласных и согла с-
ных звуков. Формировать звучание
голоса ближе к фальцетному. Сл е-
дить за правильной певческой а р-
тикуляцией.

Упражнять детей чётко проговар и-
вать текст, включая в работу арт и-
куляционный аппарат; Проговар и-
ват ь с разной интонацией (удивл е-
ние, повествование, вопрос, во с-
клицание), темпом (с ускорением и
замедлением, не повышая голоса),
интонацией (обыгрывать образ и
показывать действия). Петь на о д-
ном звуке. (Далее задачи те же).

Расширять диапазон детского г о-
ло са, точно попадать на первый
звук. Слышать и передавать пост у-
пенное и скачкообразное движение
мелодии. Самостоятельно попадать
в тонику.

1. Продолжать побуждать детей
петь естественным голосом, без
напряжения, правильно брать д ы-
хание между музыкальными фр а-
зами и перед началом пения;
Упражнения:
1. «В гости».
2.«Здравствуйте».
М. Картушина.

Упражнения:
3. «Обезьянки».
4. «Весёлый яз ы-
чок».

Пропевание гла с-
ных
«А -О -У-И -Э» в
разной послед о-
вательности.
Игра со звуком:
«Волшебная к о-
робочка».


4. Няня мылом
мыла Милу…»
5. «Сорок сорок ели
сырок…»
6. «Шла Саша…»
7. Знакомый мат е-
риал.




«Фокус -покус».
3. «Чудо -лесенка».
4. «Храбрый пор т-
няжка»
А.Евтодьевой


«Капризная п е-
сенка» муз. и сл.
И. Горбиной
«Ябеда -корябеда»
Б.Савельева

Страница 13







2. Петь выразительно, передавая
динамику не только куплета к к у-
плету, но и по музыкальным фр а-
зам;
3. Выполнять паузы, точно перед а-
вать ритмический рисунок, делать
логические (смысловые) ударения
в соответствии с текстом песен;
4. Петь лёгким, подвижным зв у-
ком, напевно, широко, с музыкал ь-
ным сопровождением и без него.








Количество занятий - 8

Декабрь
Содержание
работы
Задачи Музыкальный
материал
1. Коммуникати в-
ная игра -
приветствие.


2.Артикуляционная
гимнастика по
системе В. Емел ь-
янова.






3.Интонационно -
фонетические у п-
ражнения.







4.Скороговорки,
стихи.

Освоение пространства, устано в-
ление контактов, психологическая
настройка на работу.


Развивать певческий голос, сп о-
собствовать правильному звукоо б-
разованию, охране и укреплению
здоровья детей. Подготовить реч е-
вой аппарат к работе над развитием
голоса.




Упражнять детей «рисовать» гол о-
сом, изображать звуковой кластер;
Побуждать детей соотносить своё
пение с показом рук, добиваясь
при этом осмысленного, эстети ч-
ного, выразительного и разноо б-
разного музыкального действия.
Использовать карточки для работы
руками по извлечению звука.

Упражнять детей чётко проговар и-
вать текст, включая в работу арт и-
куляционный аппарат; Ра звивать
1. «П риветствие»
Модель И. Евд о-
кимовой.
2. «Здравствуйте»
Картушина.

«Лошадка» -
прищёлкивание,
язычок;
«Паровоз» - Ко-
роткий вдох, до л-
гий выдох;
«Машина» - ви б-
рация губ. «С а-
молёт» - на звук
«У» (протяжно,
на цепном дых а-
нии, повышая и
понижая голос).

Пропевание гла с-
ных « А -О -У -И -
Э» в разной п о-
следовательности
Игра голосом:
«Звуки Вселе н-
ной» Модель Т.
Боровик.

Страница 14








5 Упражнения для
распевания.







6. Пение.









образное мышление, мимику, эм о-
циональную отзывчивость. Побу ж-
дать детей использовать различные
эмоциональные выражения: грус т-
но, радостно, ласково, удивлённо
и.т.д.

Закреплять у детей умение чисто
интонировать при поступенном
движении мелодии, удер живать
интонацию на одном повторя ю-
щемся звуке; точно интонировать
интервалы. Упражнять в точной
передаче ритмического рисунка
мелодии хлопками во время пения.

Побуждать детей к активной в о-
кальной деятельности.
Побуждать детей петь в унисон, а
капелла.
От рабатывать перенос согласных,
тянуть звук как ниточку.
Способствовать развитию у детей
выразительного пения, без напр я-
жения, плавно, напевно.
Развивать у детей умение петь под
фонограмму.
Формировать сценическую культ у-
ру (культуру речи и движения).
(Восход и заход
солнца; парад
планет - унисон).
«По волнам»,
«Качели», «По
кочкам».

Проговаривание
текста песен, п о-
певок.
«Уточка»,
«На дворе трава».
Знакомый репе р-
туар.

«Храбрый пор т-
няжка»,
«Золушка и сес т-
ры»
А.Евтодьевой,
«Гроза»
Знакомый репе р-
туар.

«Дед Мороз -
художник» муз. и
сл. Л.Еремеевой
«Веселый Дед
Мороз» муз. и сл.
А.Варламова

Количество занятий - 9

Январь
Содержание раб о-
ты
Задачи Музыкальный
материал
1. Коммуникати в-
ная игра -
приветствие.


2.Артикуляционная
гимнастика по
системе В. Емел ь-
янова.
Освоение пространства, устано в-
ление контактов, психологическая
настройка на работу.

Подготовить речевой аппарат к
дыхательным и звуковым играм.
Развивать дикцию и артикуляцию.


«Приветствие»
Модель И. Евд о-
кимовой.
«Здравствуйте»
Картушина.

Работа с губами:
(покусать зубами
верхнюю и ни ж-

Страница 15


3.Интонационно -
фонопедические
упражнения.










4. Скороговорки.
Стихи.







5.Упражнения для
распевания.



6. Пение















Побуждать детей ощущать и пер е-
давать интонацию в пении упра ж-
нений. Упражнять детей «рис о-
вать» голосом, пропевать ультр а-
звук . Побуждать детей соотносить
своё пение с показом рук, добив а-
ясь при этом осмысленного, эст е-
тичного, выразительного и разн о-
образного музыкального действия.
Использовать карточки для работы
руками по извлечению звука.

Упражнять детей чётко проговар и-
вать т екст, включая в работу арт и-
куляционный аппарат. Формир о-
вать слуховое восприятие. Побу ж-
дать детей использовать различные
эмоциональные выражения: грус т-
но, радостно, ласково, удивлённо

Продолжать работу над развитием
голоса детей.
Петь плавно, добиваясь чистоты
звучания каждого интервала

1. Продолжать побуждать детей
петь естественным голосом, без
напряжения, правильно брать д ы-
хание между музыкальными фр а-
зами и перед началом пения;
2. Совершенствовать умение в о-
время начинать пение после муз ы-
кального вс тупления, точно поп а-
дая на первый звук;
4. Чисто интонировать в заданном
диапазоне;
5. Закреплять навыки хорового и
индивидуального пения с муз ы-
кальным сопровождением и без н е-
го.
6. Совершенствовать исполнител ь-
ское мастерство.
7. Побуждать детей работать с
микрофоном.
нюю губу). Упр.
«Я обиделся»,
«Я радуюсь».

«Крик ослика» (Й
– а...)
«Крик в лесу» (А
– у).
«Крик чайки» (А!
А!).
«Кричит ворона»
(Кар).
«Скулит щенок»
(И -и-и)
«Пищит больной
котёнок» (Мяу
жалобно).

«Король на кор о-
ну копейку к о-
пил».
Чтение текста п е-
сен.
Знакомый репе р-
туар.

1. «Волк и кра с-
ная шапочка»
2. «По щучьему
веленью»
А.Евтодьевой


«Дело было в я н-
варе»
В.Шаинского
Повторение зн а-
комых песен




Количество занятий - 7

Страница 16

Февраль
Содержание раб о-
ты
Задачи Музыкальный
материал
1. Коммуникати в-
ная игра -
приветствие.


2.Артикуляционная
гимнастика по
системе В. Емел ь-
янова.




3.Интонационно -
фонопедические
упражнения.







4.Скороговорки.
Чистоговорки.










5. Упражнения для
распевания.


6. Песни.



Освоение пространства, устано в-
ление контактов, психологическая
настройка на работу.

Развивать певческий голос, сп о-
собствовать правильному звукоо б-
разованию, охране и укреплению
здоровья детей.




Упражнять детей выполнять гол о-
сом глиссандо снизу вверх и све р-
ху вниз с показом движени я рукой.
Исполнять в среднем и низком р е-
гистрах.
Упражнять детей долго тянуть звук
–У - меняя при этом силу звуч а-
ния. Развивать ритмический слух.

Упражнять детей чётко проговар и-
вать текст, включая в работу арт и-
куляционный аппарат; Проговар и-
вать с разной интонацией (удивл е-
ние, повествование, вопрос, во с-
клицание), темпом (с ускорением и
замедлением, не повышая голоса),
интонацией (обыгрывать образ и
показывать действия).

Упражнять детей во взятии глуб о-
кого дыхания. Развивать артикул я-
цию, прикрытый звук.

1. Уточнить умение детей вовремя
вступать после музыкального
вступления, точно попадая на пе р-
вый звук;
2.Чисто интонировать в заданном
диапазоне.
3.Совершенствовать умение детей
петь с динамическими оттенками,
«Приветствие»
Модель И. Евд о-
кимовой.
«Здравствуйте»
Картушина.

1. «Прогулка»
(Занятие -игра).
2. «Паровоз» -
Короткий вдох ,
долгий выдох;
«Машина» - ви б-
рация губ. «С а-
молёт» - на звук
«У» (протяжно,
на цепном дых а-
нии, повышая и
понижая голос)

«Самолёты»,
«Самолёт летит»
М. Картушиной.
«Мороз» (по м е-
тоду Емельянова)

«Вёз корабль к а-
мень»,
«Ди -ги, ди -ги
дай»
«Петя шёл»
«Думал – думал»


1. «Три медведя»
А.Евтодьевой
Знакомые распе в-
ки.

1.«Песенка про
папу»
В.Шаинского
2. «Модницы»
И.Ростовцева

Страница 17






не форсируя звук при усилении
звучания.
4. Развивать вокальный слух, и с-
полнительское мастерство, навыки
эмоциональной выразительности.
5.Побуждать детей работать с ми к-
рофоном.



Количество занятий - 7

Март
Содержание раб о-
ты
Задачи Музыкальный
материал
1. Игра -
приветствие.



2.Артикуляционная
гимнастика по
системе В. Емел ь-
янова.



3.Интонационно -
фонопедические
упражнения.




4.Чистоговорки.











5. Упражнения для
Психологическая настройка на з а-
нятие.



Подготовка голосового аппарата к
дыхательным, звуковым играм, п е-
нию. Способствовать правильному
звукообразованию, охране и укр е-
плению здоровья детей.

Формировать звучание голоса в
разных регистрах, показывая выс о-
ту звука рукой Следить за пр а-
ви льной певческой артикуляцией.


Упражнять детей чётко проговар и-
вать текст, включая в работу арт и-
куляционный аппарат; Проговар и-
вать с разной интонацией (удивл е-
ние, повествование, вопрос, во с-
клицание), темпом (с ускорением и
замедлением, не повышая голоса),
интонацией (обыгрывать образ и
показывать действия). Петь на о д-
ном звуке.

Расширять диапазон детского г о-
лоса. Упражнять детей точно поп а-
дать на первый звук. Самосто я-
тельно попадать в тонику. Разв и-
Упражнение: «В
гости».
«Здравствуйте».
Картушина.

Упражнения:
«Обезьянки».
«Весёлый яз ы-
чок».

Знакомый репе р-
туар.
«Лягушка и к у-
кушка»
Игры со звуком:
«Волшебная к о-
робочка», «Во л-
шебные предм е-
ты».

«Няня мылом
мыла Милу…»
«Сорок сорок ели
сырок…»
«Шла Саша…»
Знакомый мат е-
риал.


1. «Теремок»
Л.Олифировой
2. «Вот такая ч е-

Страница 18

распевания.





6. Пение.












вать «цепное» дыхание, уметь и н-
тонировать на одном звуке.
Упражнять связывать звуки в «л е-
гато».
Побуждать детей к активной в о-
кальной деятельности.
Закреплять умение петь в унисон, а
капелла, пропевать звуки, испол ь-
зуя движения рук.
Отрабатывать перенос согласных,
тянуть звук как ниточку.
Способствовать развитию у детей
выразительного пения, без напр я-
жения, плавно, напевно.
Продолжать развивать умение у
детей петь под фонограмму и с
микрофоном.
Формировать сценическую культ у-
ру (культуру речи и движения).
пуха»
И.Рыбкиной




«Мамочка моя»
А.Ермолаева»
«Пешки -ложки»
Ю. Турнянского








Количество занятий - 9

Апрель
Содержание раб о-
ты
Задачи Музыкальный
материал
1. Коммуникати в-
ная игра -
приветствие.


2.Артикуляционная
гимнастика по
системе В. Емел ь-
янова.






3.Интонационно -
фонетические у п-
ражнения.


Освоение пространства, устано в-
ление контактов, психологическая
настройка на работу.


Развивать певческий голос, сп о-
собствовать правильному звукоо б-
разованию, охране и укреплению
здоровья детей. Подготовить реч е-
вой аппарат к работе над развитием
голоса.




Формировать более прочный навык
дыхания, укреплять дыхательные
мышцы, способствовать появл е-
нию ощущения опоры на дыхании,
тренировать артикуляционный а п-
1. «Приветствие»
Модель И. Евд о-
кимовой.
2. «Здравствуйте»
Картушина.

«Лошадка» -
прищёлкивание,
язычок;
«Паровоз» - ко-
роткий вдох, до л-
гий выдох;
«Машина» - ви б-
рация губ. «С а-
молёт» - на звук
«У» (протяжно,
на цепном дых а-
нии, повышая и
понижая голос).

Страница 19



4.Скороговорки,
стихи.









5. Упражнения для
распевания.











6. Пение.










парат.

Упражнять детей чётко проговар и-
вать текст, включая в работу арт и-
куляционный аппарат; Развив ать
образное мышление, мимику, эм о-
циональную отзывчивость. Фо р-
мировать слуховое восприятие.
Побуждать детей использовать
различные эмоциональные выр а-
жения: грустно, радостно, ласково,
удивлённо и.т.д.

Добиваться более лёгкого звуч а-
ния; развивать подвижнос ть гол о-
са.
Удерживать интонацию на одном
повторяющемся звуке; точно инт о-
нировать интервалы. Упражнять в
точной передаче ритмического р и-
сунка мелодии хлопками во время
пения.
Повысить жизненный тонус, н а-
строение детей, уметь раскреп о-
щаться.

Продолжать побу ждать детей петь
естественным голосом, без напр я-
жения, правильно брать дыхание
между музыкальными фразами, и
перед началом пения.
Чисто интонировать в заданном
диапазоне.
Закреплять навыки хорового и и н-
дивидуального выразительного п е-
ния.
Формировать сцени ческую культ у-
ру.
Продолжать побуждать детей р а-
ботать с микрофоном.
Проговаривание
текста песен, п о-
певок.
«Уточка»,
«На дворе трава».
Знакомый репе р-
туар.

«Я хороший»,
«Да и нет»
В.Н.Петрушина.


1. «Стрекоза и
рыбка»
2. «Кот и петух»
А.Евтодьевой








1. «Лошадка»
(нар.песня)
2. «Что такое с е-
мья?»
Е.Гомоновой


Количество занятий - 8



Страница 20

Май
Содержание раб о-
ты
Задачи Музыкальный
материал
1. Коммуникати в-
ная игра -
приветствие.


2.Артикуляционная
гимнастика по
системе В. Емел ь-
янова.



3.Интонационно -
фонетические у п-
ражнения.








4.Скороговорки,
стихи.








5.Упражнения для
распевания.




6. Пение.



Освоение пространства, устано в-
ление контактов, психологическая
настройка на работу.


Закреплять работу по развитию
певческого голоса, способствовать
правильному звукообразованию,
охране и укреплению здоровья д е-
тей. Подготовить речевой аппарат
к работе над развитием голоса.

Закреплять умение выстраивать
голосом звуковую линию;
Закреплять умение детей соотн о-
сить своё пение с показом рук, д о-
биваясь при этом осмыслен ного,
эстетичного, выразительного и
разнообразного музыкального де й-
ствия. Использовать карточки для
работы руками по извлечению зв у-
ка.

Закреплять умение детей чётко
проговаривать текст, включая в р а-
боту артикуляционный аппарат;
Развивать образное мышлени е,
мимику, эмоциональную отзывч и-
вость.. Использовать различные
эмоциональные выражения: грус т-
но, радостно, ласково, удивлённо
и.т.д.

Повысить жизненный тонус, н а-
строение детей, эмоциональное
благополучие, уметь раскреп о-
щаться. Закреплять вокальные н а-
выки детей.

Совершенствовать вокальные н а-
выки: петь естественным звуком
без напряжения;
1. Чисто интонировать в удобном
1. «Приветствие»
Модель И. Евд о-
кимовой.
2. «Здравствуйте»
Картушина.

«Прогулка» М.
Лазарев.




Голосовая ра з-
минка: «Весна»,
Модель
Т.Боровик







Проговаривание
текста песен, п о-
певок.
Знакомый репе р-
туар.




«Только смеят ь-
ся»,
«Я хороший»,
Знакомый репе р-
туар.


1. «Любимый
детский сад»
К.Костина
«В самый первый

Страница 21









диапазоне;
2. Петь а капелла , под аккомпан е-
мент, под фонограмму;
3. Слышать и оценивать правильное и
неправильное пение;
4. Самостоятельно попадать в тонику;
5. Самостоятельно использовать
навыки исполнительского масте р-
ства, сценической культуры.
раз»
Н.Разуваевой.








Количество занятий - 8


































Страница 22

Планирование работы вокального кружка на год обучения.
Первое полугодие.
№ Тема занятия Кол -во з а-
нятий
1 Певческая установка. Посадка певца, положение корпуса,
головы. Навыки пения сидя и стоя.
2
2 Певческое дыхание. Дыхание перед началом пения. О д-
новременный вдох и начало пения. Различные характеры
дыхания перед началом пения в зависимости перед хара к-
тером исполняемого произведения: медленное, быстрое.
Смена дыхания в процессе пения.
3
3 Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковед е-
нием и чистотой интонирования. Естественный свобо д-
ный звук без крика и напр яжения. Мягкая атака звука.
Округление гласных. Способы их формирования в ра з-
личных регистрах (головное звучание).
7
4 Работа над дикцией и артикуляцией. Развитие соглас о-
ванности артикуляционных органов, которые определяют
качество произнесения звуков реч и, разборчивость слов
или дикции (умение открывать рот, правильное полож е-
ние губ, освобождение от зажатости и напряжения ни ж-
ней челюсти, свободное положение языка во рту).
6
5 Формирование чувства ансамбля. Выработка активного
унисона (чистое и выразительное интонирование диат о-
нических ступеней лада) устойчивое интонирование о д-
ноголосого пения при сложном аккомпанементе.
4
6 Формирование сценической культуры. Работа с фон о-
граммой. Обучение ребёнка пользованию фонограммой
осуществляется с помощью аккомпанирующего инстр у-
мента в классе , в соответствующем темпе. Пение под ф о-
нограмму - заключительный этап работы. Формировать у
детей культуру поведения на сцене.
10


Второе полугодие года обучения.
№ Тема занятия Кол -во з а-
нятий
1 Певческое дыхание. Смена дыхания в процессе пения,
различные приёмы дыхания (короткое и активное в быс т-
рых произведениях, более спокойное но так же активное в
медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного»
дыхания (пение выдержанного звука в конце произвед е-
ния; исполнен ие продолжительных музыкальных фраз на
«цепном» дыхании).
5
2 Работа над звуковедением и чистотой интонирования. 8

Страница 23

Пение нон легато и легато. Работа над ровным звучанием
во всём диапазоне детского голоса, умением использовать
головной и грудной регистры.

3 Работа над дикцией и артикуляцией. Работа над особе н-
ностями произношения при пении (напевность гласных,
умение их округлять, стремление к чистоте звучания н е-
ударных гласных) быстрое и чёткое выговаривание с о-
гласных
6
4 Формирование чувства ансамбля. Выработка ритмической
устойчивости в умеренных темпах при соотношении пр о-
стейших длительностей (четверть, восьмая, половинная).
Постепенное расширение задач: интонирование произв е-
дений в различных видах мажора и минора, ритмическая
устойчивость в более быс трых и медленных темпах с б о-
лее сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые,
пунктирный ритм). Навыки пения двухголосия с аккомп а-
нементом. Пение несложных двухголосных песен без с о-
провождения.
11
5 Формирование сценической культуры. Работа с фон о-
граммой. П ение под фонограмму. Развитие артистических
способностей детей, их умения согласовывать пение с
ритмическими движениями. Работа над выразительным
исполнением песни и созданием сценического образа.
10

Всего 72 занятия


















Страница 24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Абелян Л.М. Как рыжик научился петь. - М.: Советский композитор, 1989. –
33 с.
Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Развитие
детского голоса. - М., 1963.
Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М., 1973.
Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1989. - 112 с.
Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: Лексис, 2005. – 48 с.
Гудимов В. Поющая азбука. М.: ГНОМ -ПРЕСС, 2000. - 33 с.
Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы развития музыкальн о-
го слуха у детей дошкольного возраста. - М., 1963.
Каплунова И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного
возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С -Пб, 2010.
Картушина М.Ю. Вокально -хоровая работа в детском саду. – М.: Издательс т-
во «Скрипторий 2003», 2010. – 176 с.
Кацер О.В. Игровая методика обучения пению. – М.: Музыкальная палитра,
2005. – 48 с.
Метлов Н.А. Вокальные возможности дошкольников // Дошкольное воспит а-
ние. М., 1940, № 11.
Мовшович А. Песенка по лесенке. М.: ГНОМ и Д, 2000. – 64 с.
Струве Г. Ступ еньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио. СПб.:
Лань, 1999. – 64 с.
Орлова Т.М. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у
детей 5 -6 лет. / С. И. Бекина - М.: Просвещение, 1988. – 143 с.