cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1


Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 17 0 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»


Утверждено:
решением педагогического совета =
Протокол № 1=
от 31.08. 20 22 г.=
==
Согласовано:
.




Программа предшкольной подготовки
« Умники и умницы »
(для детей 5 -7 лет)






Состави тель :
Старший воспитатель :
Акямцева Оксана Владимировна














Заведующий Детским садом № 17 0

31.08.2022г.

Страница 2

Пояснительная записка

Актуальность программы, ее цели и задачи

Современная школа требует развития новых способов образования, педаг о-
гических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности,
творческой инициативой, навыка самостоятельности. Акцент переносится на во с-
питание подлинно свободно й личности, формирование у детей способности сам о-
стоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия,
быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрения в о б-
разовательный процесс альтернативных форм и способов в едения образовательной
деятельности.
Дошкольное детство – время становления первооснов личности, индивид у-
альности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и
специальных способностей. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенк а, чем
значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.
Можно ли добиться того, чтобы ребенок стал «умнее», «способнее», «од а-
реннее»? Конечно, если развитием умственных способностей заниматься так же
регулярно, как тренируются в развит ии силы, выносливости и других подобных
качеств. Если ребенок постоянно тренирует свой ум, развивает руку, решает тру д-
ные задачи, действует активно, самостоятельно находит верные решения в неста н-
дартных ситуациях — результат обязательно будет.
Как известно , неспособных детей нет, нужно просто помочь ребенку развить
его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным.
Курс « Умники и умницы » будет одной из таких форм.

Цель программы: формирование эмоционально чувствительного отношения
к окружающему миру, развитие воображения, фантазии и творческого мышления,
развитие и совершенств ование познавательных процессов.
Задачи:
1. Создать условия для экспериментирования с художественными материа лами,
инструментами, условия для развития у детей познавательных интересов.
2. Развивать сенсорику, крупную и мелкую моторику, фонематический слух.
3. Пополнить активный и пассивный словарный запас и умение использовать
его в речи.
4. Обуч ить чтению: запоминание г рафического облика букв, соотнесение зв у-
ков с буквами, чтение слогов, чтение односложных и двусложных слов. Ра з-
витие навыка осознанного правильного чтения.
5. Формирова ть мыслительн ые операци и (анализ и синтез, сравнения, обобщ е-
ния, класси фикации, аналогии), стремлени е ребенка к размышлению и пои с-
ку .



Страница 3

Условия реализации программы
Необходимыми условиями успешной реализации программы являются:
 организация особой предметно -развивающей среды в группе, для прямого
действия детей со специально -подобранными группами предметов и мат е-
риалами в процессе усвоения математического содержания ;
 психологическая комфортность детей;
 учёт индивидуальных особенностей личности ребёнка.
Работа с дошкольниками по данной программе строится на основе системы
дидактических пр инципов:
 принцип психологической комфортности;
 принцип деятельности;
 принцип минимакса;
 принцип целостного представления о мире;
 принцип вариативности;
 принцип творчества;
 принцип непрерывности.
Эти принципы не только обеспечивают решение задач интеллект уального и
личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и
творческого мышления, но и способствуют сохранению и поддержке их здоровья.
Все занятия проводятся на основе разработанных конспектов в занимател ь-
ной игровой форме, что н е утомляет маленького ребёнка и способствует лучшему
запоминанию. Сюжетность занятий и специально подобранные задания способс т-
вуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивир у-
ют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную ак тивность на поиск
способов решения поставленных задач.
Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их
словарного запаса, т.е. не только запомнить и понять предложенный материал, но
и попытаться объяснить новое.
Занятия проводятся в определённой системе, учитывающей возрастные ос о-
бенности детей. Строятся на основе индивидуально -дифференцированного подх о-
да к детям.
На занятиях педагог использует пальчиковые игры, элементы лепки, рисов а-
ния, аппликации, конструирования для р азвития мелкой моторики руки. Игровая
деятельность становится формой сотрудничества взрослого и ребенка, делает зан я-
тия увлекательными и же ланными.
Программа «Умники и умницы» имеет 4 блока:
1 блок - «Логико - математический».
2 блок - «Обучение чтению».
3 блок – «Художественно -эстетический»
4 блок – «Конструктивно -модельный».
Программа имеет два этапа, охватывающих возраст детей с 5 до 7 лет.
Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью: 1 занятие - первый год
обучения 25 минут, второй год обучения 30 минут.

Страница 4

Методическое обеспечение программы
Успешная реализация программы зависит от наглядного, демонстрационн о-
го, раздаточного материала, использования различных технологий, форм, приёмов
и методов работы на развивающих занятиях.

Технологии

Различные виды
деятельности
Методы Приемы
Личностно –=ор и-
ентированные
технологии. =
Технология разв и-
вающего обуч е-
ния. =
Игровая технол о-
гия. =
познавательная; =
коммуникативная; =
продуктивная; =
трудовая; =
двигательная. =
=
словесный; =
наглядный; =
игровой. =

- рассказ; =
-=беседа; =
-=описание; =
-=указание и объяснение; =
-=вопросы детям; =
-=ответы детей, образец; =
-показ реальных предм е-
тов, картин; =
-действия с числовыми
карточками, цифрами; =
-=модели и схемы; =
-=дидактические игры и
упражнения; =
- логические задачи; =
-=игры -эксперименты; =
-= развивающие и по д-
вижные игры и др.


1 блок « Логико -математическ ий »
Основное содержание
1 блок по развитию логико -математических представлений у детей д ошк о-
льного возраста разработан на основе авторской программы К.В.Шевелева « Гото-
ви мся к школе » и направлена на развитие мышления и творческих способн остей
детей. Реализация данного блока способствует созданию формирования и нтереса к
занятиям м атематики.
1. Количество и счет.
На занятиях по этой теме дети знакомятся с числами от 0 до 20, учатся п и-
сать цифры в клетке (0,7 см) – (печатные цифры).
Дошкольники считают в пределах 20, используя порядковые числительные
(первый, второй).
Учатся сопоставлять число, цифру и количество предметов от 1 до 2 .
Считают двойками до 20 и тройками до 21.
Сравнивают числа – соседи.
Знакомятся с понятиями: больше, меньше, одинаковое количество.
Преобразуют неравенство в равенство и наоборот.
Дети узнают основные математические знаки +, -, =, <, >, учатся их писать и
применя ть при решении прим еров и задач.

Страница 5

Правильно читать записанные примеры, равенства, неравенства.
Придумывают задачи по рисункам, решают их с опорой на наглядный мат е-
риал.
Учатся составлять число из двух меньших (состав числа) в пределах первого
десятка.
Решают задания творческо го характера.
2. Величина.
Дети учатся сопоставлять предметы по различным признакам. Активно и с-
пользуют в своей речи слова: большой, маленький, больше, меньше, одинакового
размера; длинее, короче, одинаковые по длине; выше, ниже, одинаковые по высоте;
уже, шире, одинаковые по ширине; толще, тоньше, одинаковые по толщине; легче,
тяжелее, одинаковые по весу; одинаковые и разные по форме; одинаковые и ра з-
ные по цвету.
Учатся сравнивать предметы, используя методы наложения, прием попарн о-
го сравнения, и выделять предмет из группы предметов по 2 – 3 признакам.
Находят в группе предметов «лишний» предмет.
Кроме того , у детей развивается глазомер (сравнение предметов на глаз).
3. Ориентировка в пространстве.
Дети определяют положение предмето в в пространстве (слева, справа, вверху,
внизу); направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу
вверх, вперед, назад, в том же направлении, в противоположном направлении; у с-
ваивают понятия: далеко, близко, дальше, ближе, высоко, низ ко, рядом.
Дошкольники учатся определять свое положение среди окружающих предм е-
тов, усваивают понятия: внутри, вне, используя предлоги: в, на, над, под, за, перед,
между, от, к, через.
Дети учатся ориентироваться на листе бумаги, в строчке и в столбике клеток.
4. Ориентировка во времени.
Дети знакомятся с понятиями: год, месяц, день недели, время года, время с у-
ток. Знакомятся с весенними, летними, осенними, зимними месяцами.
Учатся определять, какой день недели был вчера, позавчера, какой сегодня,
какой будет завтра и послезавтра.
Используют в речи понятия: долго, дольше, скоро, скорее, потом, быстро,
медленно, давно.
5. Геометрические фигуры.
Дети знакомятся с такими геометрическими фигурами, как треугольни к, ква д-
рат, прямоугольник, круг, овал, многоугольник. Показывают и называют стороны,
углы, вершины фигур. Сравнивают фигуры, чертят геометрические фигуры в те т-
ради.
Дети классифицируют фигуры по 1 – 3 признакам (форма, размер, цвет).
6. Графические работы .
Дети учатся штриховать и раскрашивать. Они рисуют точки, узоры, чертят
прямые и наклонные палочки, кривые и ломаные линии в тетрадях в клеточку (0,7
см).
Выполняют графические диктанты. Срисовывают различные предметы по
клеточкам и точкам и дорисовывают недостающие части предметов.

Страница 6

7. Конструирование.
Дети, используя счетные палочки, складывают геометрические фигуры, ци ф-
ры, буквы, предметы, картинки.
8. Логические задачи.
Дошкольники находят логические связи и законо мерности.
Выделяют в группе предметов «лишний» предмет, не подходящий по 1 – 3
признакам.
Продолжают логический ряд предметов.
Группируют предметы по 1 – 3 признакам.
На занятиях развивается воображение ребенка (дорисуй рисунок, найди и и с-
правь ошибку худ ожника).
Дети собирают головоломки.
На занятиях используются загадки математического содержания, задачи –
шутки, ребусы.
Проводятся занимательные игры, математические конкурсы.
Все это способствует развитию у детей логического мышления, находчив о-
сти, смекалки.

КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ Тема занятия Кол -
во
часов
Характеристика де я-
тельности детей
1 Вводное занятие 1 Находить закон о-
мерность и восст а-
навливать проп у-
щенные элементы
цепочки.
Определять прина д-
лежности элементов
заданной совокупн о-
сти (множеству) и
части совокупности
(подмножеству).
Объединять предм е-
ты в группы по з а-
данному признаку и
разбивать совоку п-
ность предметов на
группы в соответс т-
вии с заданными
признаками;
Упорядочивать
группы предметов.
Сравнивать колич е-
2 Сравнение предметов по цвету , форме. 1
3 Сравнение предметов по цвету , форме, размеру 1
4 Признаки предметов. 2
5 Числа от 0 до 10. Ориентировка на листе в кл е-
точку. Логические задачи (классификация
предметов по признакам).
1
6 Прямой и обратный счет в пределах 10. Сра в-
нение предметов по форме. Логические задачи
(продолжение логического ряда).
1
7 Порядковый счет в пределах 10. Понятия: сл е-
ва, справа, вверху, внизу. Ориентировка в те т-
ради в клеточку (0,7 см). Конструирование из
палочек.
1
8 Счет в пределах 10. Нахождение и сравнение
чисел – соседей (предшествующее, последу ю-
щее число). Логические задачи (антонимич е-
ские игры). Графические работы (штрихование
и раскрашивание).
1
9 Счет в пределах 10. Сравнение предметов по
цвету. Ориентировка в кабинете по словесной
инструкции. Графические работы (рисование
1

Страница 7

по памяти). Конструирование из палочек. ство предм етов в
группах.
Сравнивать числа по
разрядам.
Исследовать ситу а-
ции, требующие
сравнения чисел, их
упорядочения.
Группировать числа
по заданному или
самостоятельно уст а-
новленному правилу.
Описывать события
и явления с испол ь-
зованием чисел.

Моделировать си-
туации, иллюстр и-
рующие арифметич е-
ское действие и ход
его выполнения.

Использовать мат е-
матическую терм и-
нологию при записи
и выполнении ари ф-
метического дейс т-
вия (сложения, выч и-
тания).

Прогнозировать ре-
зультат вычислений.
Пошагово контрол и-
ровать правильност ь
и полноту выполн е-
ния алгоритма ари ф-
метического дейс т-
вия
Исследовать ситу а-
ции, требующие
сравнения величин,
их упорядочения.
Находить и выб и-
рать способ решения
текстовой задачи.
10 Счет в пределах 10. Отношения «больше»,
«меньше», «равно». Знакомство со знаками
«>», «<», «=». Логические задачи (нахождение
в группе предметов «лишнего» предмета).
Графические работы (рисование по памяти).
Конструирование из палочек.
1
11 Счет в пределах 10. Сравнение групп предм е-
тов (больше, меньше, одинаковое количество).
Направления движения: слева направо, справа
налево, сверху вниз, снизу вверх, вперед, назад.
Графический диктант по клеточкам. Констру и-
рование из палочек.
1
12 Счет в пределах 10. Сравнение предметов по
длине, высоте, ширине и толщине. Ориент и-
ровка в ка бинете по словесной инструкции.
Графические работы (дорисовывание недо с-
тающих частей предметов). Конструирование
из палочек.
1
13 Число и цифра 1. Подбор и группировка пре д-
метов по 1 – 2 признакам. Логические задачи
(головоломки). Графические работы (штрихо в-
ка и раскрашивание узоров).
1
14 Число и цифра 2. Понятие «пара». Ориент и-
ровка в пространстве. Направления движение:
слева, справа, вверху, внизу. Логические зад а-
чи (нахождение логических связей). Графич е-
ские работы (дорисовывание недостающей
час ти предметов).
1
15 Число и цифра 3. Число сказок. Состав числа.
Логические задачи (продолжение логического
ряда). Графические работы (графический ди к-
тант по клеточкам).
1
16 Число 3. Знакомство с треугольником. Форм и-
рование представлений: далеко, близко, дал ь-
ше, ближе, высоко, низко, рядом. Графические
работы (штрихование и раскрашивание). Ко н-
струирование из палочек.
1
17 Число и цифра 4. Состав числа. Времена года,
стороны света, части суток. Нахождение в
группе предметов «лишнего». Логические за-
дачи (задачи на развитие внимания, памяти).
Графические работы.
1
18 Число 4. Четырехугольник. Ориентировка в
пространстве, использование предлогов: в, на,
1

Страница 8

над, под, за, перед, между, от, к. Графические
работы (рисование по памяти). Конструиров а-
ние и з палочек.
Планировать реш е-
ние задачи.
19 Число и цифра 5. Состав числа. Звезды мо р-
ские и геометрические. Сравнение предметов
по ширине и толщине. Логические задачи
(продолжение логического ряда). Графические
работы (дорисовывание недостающих частей
предмета).
1
20 Число 5. Пятиугольник. Ориентировка в пр о-
странстве, понятия: в том же направлении, в
противоположном направлении. Графические
работы (графический диктант). Конструиров а-
ние из палочек.
1
21 Число и цифра 6. Состав числа. Подбор и гру п-
пировка предметов по 1 – 2 при знакам. Лог и-
ческие задачи (игры, развивающие логическое
мышление). Графические работы (штриховка и
раскрашивание узоров).
1
22 Число 6. Шестиугольник. Прием попарного
сравнения. Формирование понятий: вчера, с е-
годня, завтра, послезавтра, позавчера. Конс т-
руирование из палочек. Графические работы
(рисование узоров на слух по клеточкам).
1
23 Число и цифра 7. Состав числа. Радуга и ноты.
Ориентирование во времени: название дней
недели. Логические задачи (нахождение отл и-
чий у двух одинаковых картинок). Граф ич е-
ские работы (штриховка и раскрашивание).
1
24 Число 7. Семиугольник. Сравнение предметов
по 1 – 2 признакам. Логические задачи (зад а-
ния на развитие внимания, памяти). Констру и-
рование из палочек. Графические работы (р и-
сование по памяти).
1
25 Число и цифра 8. Состав числа. Рождество,
восьмиконечная звезда. Ориентировка во вр е-
мени: названия месяцев (первый – январь, вт о-
рой – февраль…). Логические задачи (нахо ж-
дение «лишнего» предмета). Графические р а-
боты (графический диктант по клеточкам).
1
26 Число 8 .Восьмиугольник. Формирование
представлений: утро, день, вечер, ночь. Подбор
и группировка предметов по 1 – 2 признакам.
Конструирование из палочек. Графические р а-
боты (срисовывание предметов по точкам).
1

Страница 9

27 Число и цифра 9. Состав числа. Логические за-
дачи (нахождение «лишнего» предмета). Гр а-
фические работы (графический диктант по кл е-
точкам).
1
28 Число и цифра 10. Состав числа. Знакомство со
знаками «+», « -», «=». Выделение из группы
предметов «лишнего» предмета. Конструир о-
вание из палочек. Графические работы (дор и-
совывание недостающей части предметов).
1
29 Числа 1 – 10. Знакомство с задачей. Выделение
из ряда фигур «лишних». Логические задачи
(нахождение отличий в двух одинаковых ка р-
тинках). Графические работы (рисование уз о-
ров по клеточкам).
1
30 Решение задач. Сравнение предметов по 1 – 2
признакам. Конструирование из палочек. Гр а-
фические работы (рисование по памяти).
1

31 Числа от 0 до 20. прямой и обратный счет.
Сравнение предметов. Решение задач. Граф и-
ческие работы (графи ческий диктант).
1

32 Порядковый счет от 1 до 20. Решение задач.
Знакомство с фигурами: круг, овал. Констру и-
рование из палочек. Графические работы (к о-
пирование ломаных линий).
1


Итого

32 ч


2 блок « Обучение чтению »
Основное содержание
Этот этап можно назвать «подготовкой» к обучению чтению. Игра является
ведущим видом деятельности дошкольника. Восприятие более совершенно, о с-
мысленно, целенаправленно, анализирующее. Развивается звуковая сторона и
грамматический строй речи. Интенсивно растет словар ный состав речи. Наступает
благоприятный возраст для развития познавательных процессов: внимания, пам я-
ти, мышления, от которых зависит успех в обучении чтению. В первый год обуч е-
ния (5 -6 лет) не ставится задача научить детей читать и писать, основная задач а –
приобщение детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не
только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребенка. В этот период так
же необходимо научить ребенка: различать на слух слова в предложении; делить
слова на слоги; выделять звук из слога и слова; находить ударный слог и звук в
слове.
План работы программы осуществляется в следующих направлениях:
1. Развитие познавательных процессов: памяти, мышления, внимания.
2. Развитие мелкой моторики руки.

Страница 10

3. Развитие речи: пополнение словарного запаса, работа над грамматической
структурой речи.
4. Развитие фонематического слуха, артикуляционного аппарата.
5. Знакомство с буквами и соотнесение их со звуками русского языка.

КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема Количество
занятий
Цель
ВВОДНОЕ =
=
=
1= =
ЗВУКИ И БУКВЫ = 2= -=познакомить детей с понятием «звук»,
«буква»; –=дать понятие об артикуляцио н-
ном аппарате; =
-=развивать интерес и внимание к слову; =
-=воспитывать доброжелательные отнош е-
ния друг к другу. =
ДЛИННЫЕ И КОРО Т-
КИЕ СЛОВА =
1= -=продолжать расширять представление о
словах. -=познакомить детей с протяже н-
ностью слов. =
-=учить делить слова на слоги. =
-=развивать фонематический слух и реч е-
вое внимание. =
-развивать фонематический слух. =
-=формировать навыки вежливого общ е-
ния. =
ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ
«СЛОВО». =
ЛИНЕЙНОСТЬ И ПР О-
ТЯЖЕННОСТЬ СЛОВ. =
ЗНАКОМСТВО С ТЕ Т-
РАДЬЮ В КЛЕТКУ ==
1= -=дать детям знание о словесном составе
речи; познакомить с термином «слово»; =
• дать знание, что слов много; познак о-
мить детей с линейно стью и протяженн о-
стью слов; =
• знакомство с тетрадью в клеточку (о б-
ложка, страницы, раз линовка, правая, л е-
вая сторона страницы, середина, верх,
низ). =
СЛОВА КАК ВЫР А-
ЖЕНИЕ НАШИХ
МЫСЛЕЙ. =
СОСТАВЛЕНИЕ ИЗ
СЛОВ ПРЕДЛОЖ Е-
НИЙ. =
ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ
«ПРЕДЛОЖЕНИЕ» =
1= подвести детей к пониманию того, что
мысли выражаются словами, слова в речи
связаны в предложения; дать пример
предложений из одного, двух, трех, слов; =
• воспитывать речевое внимание, фонем а-
тический слух; =
• поощрять речевую активность детей в
словесных играх; =

Страница 11

• упражнять в ориентировке на листе б у-
маги.
«ОСЕННИЕ ДЕНЬКИ».
СОСТАВЛЕНИЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЙ И Д Е-
ЛЕНИЕ ИХ НА ЧАСТИ.
ПРАВИЛА ШТРИХО В-
КИ

1 - пробудить интерес к окружающему м и-
ру; • расширять запас слов, обозначающих
названия предметов, явлений, действий,
признаков по теме «Осень»; проводить р а-
бо ту над антонимами;
• упражнять в правильном согласовании
существительных с прилагательными, о б-
разовании однокоренных слов; использо -
вании в речи предложений;
• упражнять детей в составлении предл о-
жений и делении их на части (слова);
• познакомить детей с графи ческим из о-
бражением предло жения на доске;
• развивать умение детей правильно
штриховать геометри ческие фигуры
(квадраты, прямоугольники).
СОСТАВЛЕНИЕ РА С-
СКАЗА ИЗ НЕБОЛ Ь-
ШИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.
ШТРИХОВКА ГЕ О-
МЕТРИЧЕСКИХ Ф И-
ГУР

1 - развивать умение образовывать сущес т-
вительные с умень шительными, ласк а-
тельными суффиксами;
• упражнять детей в выделении пре д-
ложений из текста и в составлении ра с-
сказа из небольших предложений;
• воспитывать культуру речевого общения;
• упражнять в штриховке геометрических
фигур (круг, квад рат);
• формировать быструю реакцию на слово.
СОСТАВЛЕНИЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО
«ЖИВОЙ МОДЕЛИ».
МНОГОЗНАЧНОСТЬ
СЛОВ

1 - закрепить знания о предложении, упра ж-
нять в умении на ходить короткие предл о-
жения в знакомом тексте;
• познакомить детей с составлением пре д-
ложения по «живой модели»;
• дать знание о многозначности слов;
• воспитывать речевое внимание;
• развивать творческое воображение детей.
ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА
СЛОГИ.
СОСТАВЛЕНИЕ РА С-
СКАЗА С ИСПОЛЬЗ О-
ВАНИЕМ
ОПОРНЫХ СЛОВ

1 - формировать у детей умение делить на
слоги двусложные слова, называть слова с
заданным количеством слогов;
• побуждать детей отгадывать загадки и
давать аргументи рованный ответ -отгадку;
• упражнять детей в придумывании ра с-
сказа на определен ную тему, используя
слова -опоры и графическую схему пред -
ложений;

Страница 12

• развивать глазомер, мелкую моторику.
ВВЕДЕНИЕ ТЕРМИНА
«СЛОГИ». ЗНАКО М-
СТВО С ОДНОСЛО Ж-
НЫМИ СЛОВАМИ


1 - формировать умение слышать, четко и
ясно произносить чистоговорку;
• помочь детям осознать рифму и подб и-
рать рифму (текст по рифме должен быть
согласован со слогами);
• упражнять в делении слов на части, п о-
знакомить с терми ном «слоги», познак о-
мить с односложными словами;
• развивать глазомер и мелкую моторику
рук.
-дифференцировать звуки по твердости и
мягкости.
- развивать интерес и внимание к слову.
ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА
СЛОГИ И СОСТАВЛ Е-
НИЕ СЛОВ ИЗ СЛОГОВ
1 • упражнять детей в делении слова на сл о-
ги;
• закреплять умение составлять слова из
слогов;
• развивать мелкую моторику.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ СО
ЗВУЧАЩИМ СЛОВОМ.
ВВЕДЕНИЕ ТЕРМИНА
«ЗВУК»

1 упражнять детей в повторении слогов и
досказывании тек ста;
• закреплять умение подбирать к сущес т-
вительному прила гательное;
• обратить внимание детей на звуковую
сторону слова, вве сти термин «звук» в а к-
тивный словарь;
• закреплять правила штриховки.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ К О-
ЛИЧЕСТВА СЛОГОВ
В СЛОВАХ. НАХО Ж-
ДЕНИЕ В СЛОВАХ
СТИХОТВОРНОГО
ТЕКСТА И ВЫДЕЛ Е-
НИЕ ГОЛОСОМ
ОПРЕДЕЛЕННОГО
ЗВУКА
1 - упражнять детей в определении колич е-
ства слогов в словах;
• закреплять знания о предложении (к о-
личество и порядок слов);
• развивать умение детей находить звук,
чаще всего встре чающийся в стихотвор е-
нии, произносить слова, выделяя голо сом
нужный звук;
• воспитывать речевое внимание и фон е-
матический слух;
• развивать микромоторику.
НАХОЖДЕНИЕ М Е-
СТОПОЛОЖЕНИЯ
ЗВУКА В СЛОВЕ. С О-
СТАВЛЕНИЕ УЗОРА
ИЗ ВЕРТИКАЛЬНЫХ
И ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ
ЛИНИЙ
1 - формировать умение слышать, четко и
ясно произносить слова, осознавать ри ф-
му;
• закреплять в процессе игры знания детей
о предложении;
• упражнять в нахождении звука, чаще
всего встречающего ся в стихотворении,

Страница 13

произносить слова, выделяя голосом нуж -
ный звук;
• находить место звука в слове (первый, в
середине, послед ний);
• упражнять в рисовании узора, состоящ е-
го из вертикальных и горизонтальных л и-
ний.
ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА
СЛОГИ. СОСТАВЛ Е-
НИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
ИЗ СЛОВОСОЧЕТ А-
НИЙ. ВЫДЕЛЕНИЕ
ГОЛОСОМ ОПРЕД Е-
ЛЕННОГО ЗВУКА В
СЛОВЕ

1 упражнять детей в делении слов на слоги;
• закреплять в словаре детей названия цв е-
тов;
• познакомить детей со способом соста в-
ления предложений по словосочетаниям;
• закрепить у детей умение находить звук,
чаще всего встре чающийся в стихотвор е-
нии; произносить слова с выделением
нужного звука и находить место звука в
слове;
• воспитывать речевое внимание и фон е-
матический слух;
• упражнять в рисовани и узоров, состо я-
щих из прямых, на клонных и волнистых
линий, штриховки.
ДЕЛЕНИЕ НА СЛОГИ
ДВУХ - И ТРЕХСЛО Ж-
НЫХ СЛОВ. ОПРЕД Е-
ЛЕНИЕ МЕСТОПОЛ О-
ЖЕНИЯ ЗВУКА В
СЛОВАХ. ВЫДЕЛЕНИЕ
ИЗ ТЕКСТА ПРЕДЛ О-
ЖЕНИЙ
1 помочь детям правильно употреблять
термин «слово» при речевом общении со
взрослыми и сверстниками;
• обогащать словарь;
• закреплять умение детей делить на слоги
двух -, трехслож ные слова, отчетливо пр о-
износить каждую часть слова;
• упражнять детей в оп ределении первого
и последнего зву ка в словах;
• формировать у детей способность выд е-
лять на слух от дельные предложения в
тексте, слышать паузу;
• развитие мелкой моторики.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ З А-
ДАННОГО ЗВУКА
В ЛЮБОЙ ЧАСТИ
СЛОВА. СОСТАВЛ Е-
НИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
ПО ЗАДАНИЮ

1 обогащать словарный запас детей;
• продолжать упражнять детей в делении
слова на слоги, правильно определяя п о-
следовательное звучание каждой части
слова;
• совершенствовать умение детей слышать
и выделять опре деленные звуки в словах;
• продолжать учить детей самостоятельно
находить слова с заданными звуками, н а-
ходящимися в любой части слова; • п о-

Страница 14

мочь детям составлять предложения, ка ж-
дое слово в ко торых начинается с опред е-
ленного звука;
• развивать тонкую моторику, координ а-
цию речи с д виже ниями.
ЗНАКОМСТВО СО
СХЕМОЙ ЗВУКОВОГО
СОСТАВА СЛОВА.
ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ
СЛОВА «АУ»

1 познакомить детей со схемой звукового
состава слова;
• научить произносить слова медленно,
интонационно выде ляя звук, который о т-
мечается на схеме;
• упражнять детей в произношении слова в
соответствии с движением указки по сх е-
ме;
• закреплять умение детей составлять
предложения, каждое слово в которых н а-
чинается с определенного звука;
• развивать тонкую моторику, координ а-
цию речи с движе ниями.
ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ
СЛОВА «МАК»

1 совершенствовать умение детей соста в-
лять по картинкам предложения, связывая
их по смыслу в рассказ;
• развивать творческое воображение, фа н-
тазию;
• познакомить детей со звуковым составом
слова «мак»;
• побуждать детей произносить слова
медленно, интонаци онно выделяя звук,
который отмечается на схеме;
• упражнять в «прочитывании» слова в
соответствии с дви жением указки по сх е-
ме;
• продолжать помогать детям осва и-
вать ориентировку на листе бумаги;
• развивать микромоторику.
ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ
СЛОВА «ДОМ». СРА В-
НЕНИЕ СЛОВ ПО ЗВ У-
КОВОМУ СОСТАВУ.
СОСТАВЛЕНИЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО
ЗАДАНИЮ

1 закреплять у детей умение произносить
слово в соответст вии с движением указки
по схеме звукового состава слова;
• познакомить детей с последовательным
звуковым анали зом слова «дом»;
• упражнять детей в сравнении слов по
звуковому составу, опираясь на схему;
• закреплять представление о предлож е-
нии;
• развивать мелкую моторику.
ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ 1 закреплять умение произносить слово в

Страница 15

СЛОВА «ДЫМ».
СОСТАВЛЕНИЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЙ С С О-
ЕДИНИТЕЛЬНЫМ
СОЮЗОМ «И»

соответствии с движением указки по схеме
звукового состава слова;
• познакомить детей со звуковым анализом
слова «дым»;
• продолжать совершенствовать умение
находить в словах одинаковые звуки;
• упражнять в нахождении слов с опред е-
ленным звуком в заданном месте;
• развивать тонкую моторику, координ а-
цию речи с движени ем; работать над те м-
пом и ритмом речи;
• дать детям представление о составл е-
нии предложения из 3 слов с соедин и-
тельным союзом «и».
ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ
СЛОВА «СЫР». ВВ Е-
ДЕНИЕ ПОНЯТИЯ
«ГЛАСНЫЙ ЗВУК»

1 познакомить детей со звуковым анализом
слова «сыр»;
• упражнять в сравнении по звуковому с о-
ставу слова «сыр» и «дым»;
• познакомить детей с понятием «гласный
звук»;
• совершенствовать умение детей соста в-
лять предложения из 3 слов с соедин и-
тельным союзом «и».
ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ
СЛОВА «ШАР».
СОСТАВЛЕНИЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЙ ИЗ 2,
3, 4 СЛОВ

1 развивать фонематический слух детей;
• закреплять у детей умение произносить
слово в соответст вии с движением указки
по схеме звукового состава слова;
• помочь детям самостоятельно произв о-
дить звуковой ана лиз слова «шар»;
• развивать умение детей находить в сл о-
вах одинаковые зву ки; называть слова с
определенным звуком в заданном месте; •
упражнять детей в соста влении предлож е-
ний из 2, 3,4 слов.
ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ
СЛОВ «ЖУК» И «ЛУК».
СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ
1 закреплять умение интонационно выд е-
лять звук в слове;
• расширять представления детей о ро д-
ном языке в игровых упражнениях на сл о-
воизменение;
• продолжать упражнять детей произв о-
дить звуковой анализ слов «жук» и «лук»;
• совершенствовать умение детей нах о-
дить сходство и раз личие слов по их зв у-
ковому составу;
• продолжать закреплять умение соста в-

Страница 16

лять предложения из 2, 3, 4 слов;
• упражнять детей в штриховке пред метов
(в разном направ лении).
ПОДБОР ОПРЕДЕЛ Е-
НИЙ К СУЩЕСТВ И-
ТЕЛЬНЫМ. ПЕРЕСКАЗ
ТЕКСТАПО ГРАФ И-
ЧЕСКОЙ СХЕМЕ. С О-
СТАВЛЕНИЕ
ГРАФИЧЕСКОЙ СХ Е-
МЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
С ПРЕДЛОГАМИ
1 упражнять детей в подборе определений к
существительным;
• развивать умение пересказывать н е-
большой текст, опира ясь на его графич е-
скую схему;
• упражнять в составлении графической
схемы предложений с предлогами;
• воспитывать внимание, чуткое отнош е-
ние к слову, разви вать чувство юмора.

РАЗВИТИЕ
ПРОСТРАНСТВЕННОЙ
ОРИЕНТИРОВКИ.
ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ
«СОГЛАСНЫЙ ЗВУК»

1 упражнять - детей в подборе глаголов, с о-
ответствующих зимним явлениям;
• совершенствовать умение детей «зап и-
сывать» предложе ние графически;
• упражнять в определении пространс т-
венных взаимоотно шений относительно
себя и относительно человека, стоящего
напротив;
• создавать положительный эмоционал ь-
ный настрой, разви вать воображение.
ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ
СЛОВ «НОС» И «РОТ».
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОН Я-
ТИЯ «СОГЛАСНЫЙ
ЗВУК»
1 упражнять в подборе однокоренных слов;
• развивать умение производить звуковой
анализ слов;
• закреплять понятие «согласный звук»;
• развивать мелкую моторику
ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ
«МЯГКИЙ СОГЛА С-
НЫЙ ЗВУК».
ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ
СЛОВ «КОТ» И «КИТ»

1 совершенствовать речевую активность д е-
тей, способствовать развитию наблюд а-
тельности и умения познавать многопла -
новую сущность окружающей действ и-
тельности;
• формировать способность анализировать
звуковой состав слов «кот» и «кит», обр а-
тить внимание детей на мягкость звука [к']
в слове «кит», добиваться правильного
произношения этого звука; учить сравн и-
вать слова по звуковому составу;
• формировать правильный захват пальц а-
ми орудия письма.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОН Я-
ТИЯ «МЯГКИЙ С О-
ГЛАСНЫЙ ЗВУК».
ДЕЛЕНИЕ НА СЛОГИ
1 упражнять в подборе существительного к
исходному слову -прилагательному, ор и-
ентируясь на окончание последнего;
• развивать фонематический слух, форм и-

Страница 17

ДВУХ - И ТРЕХСЛО Ж-
НЫХ СЛОВ

ровать у детей спо собность на слух разл и-
чать мягкие и твердые звуки в целых сл о-
вах, произносить эти звуки изолированно;
• совершенствовать умение детей делить
на слоги двух - или трехсложные слова, о т-
четливо произносить каждую часть слова;
• продолжать формировать правильный
за хват пальцами о рудия письма; разв и-
вать мелкую моторику рук, творчество,
фанта зию.
ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ
СЛОВА «ОСЫ»

1 активизировать словарь детей по теме
«Человек и его те ло», закрепить названия
цветов;
• познакомить детей со звуковой схемой
слова «осы»;
• отрабатывать умение детей произносить
слова медленно, интонационно выделяя
звук, который отмечается на схеме, про -
износить слова в соответствии с движен и-
ем указки по схеме;
• упражнять детей в делении слов на сл о-
ги;
• развивать умение у детей удерживать
штамп за ручку в по ложении захвата тр е-
мя пальцами, то есть продолжать форм и-
ровать щепоть.
ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ
СЛОВА «РОЗА».
ЗНАКОМСТВО СО
СЛОГООБРАЗУЮЩЕЙ
РОЛЬЮ
ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

1 активизировать речевую деятельность д е-
тей;
• помочь детям освоить звуковой анализ
слова, состоящего из четырех звуков;
• познакомить со слогообразующей ролью
гласных звуков;
• формировать умение понимать учебную
задачу и выпол нять ее.
ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ
СЛОВА «ЛУНА»

1 • активизировать знания детей при отг а-
дывании загадок, об ратить их внимание на
меткость и лаконичность языка загадок;
• упражнять в подборе определений к с у-
ществительным;
• продолжать знакомство со звуковым
анализом слов, со стоящих из четырех зв у-
ков;
• упражнять в подборе и назывании слов с
определенным звуком;
• совершенствовать умение детей делить

Страница 18

на слоги двух -, трехсложные слов а, отче т-
ливо произносить каждую часть слова;
• развивать мелкую моторику.
ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ
СЛОВА «ЛИСА».
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ
АНАЛИЗ ЗВУКОВОЙ
СХЕМЫ СЛОВ
«ЛУНА» И «ЛИСА»

1 расширять запас слов, обозначающих н а-
звания предметов, действий, признаков;
• помогать детям правильно узнавать об ъ-
ект по описанию, активизировать словарь;
• упражнять в проведении звукового ан а-
лиза слова («лиса»);
• совершенствовать умение детей сравн и-
вать слова по зву ковому составу;
• развивать мелкую моторику.
ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ
СЛОВА «МУХА».
ПОИСКОВАЯ ДЕ Я-
ТЕЛЬНОСТЬ В О Б-
ЛАСТИ
ГРАММАТИКИ

1 упражнять в подборе глаголов, соответс т-
вующих весенним явлениям природы;
• совершенствовать умение детей соста в-
лять предложения с заданными словами;
• упражнять в проведении звукового ан а-
лиза слова («муха»);
• активизировать поисковую деятельность
детей в области грамматики, воспитывать
у них языковое чутье, развивать вни мание
к слову и его значению;
• развивать мелкую моторику.
ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ
СЛОВА «САНИ».
ПОИСКОВАЯ ДЕ Я-
ТЕЛЬНОСТЬ В О Б-
ЛАСТИ
ГРАММАТИКИ

1 упражнять в подборе прилагательных, с о-
ответствующих весенним явлениям пр и-
роды;
• продолжать совершенствовать умение
детей составлять предложения с зада н-
ными словами;
• упражнять в проведении звукового ан а-
лиза слова («муха»);
• активизировать поисковую деятельность
детей в области грамматики, воспитывать
у них языковое чутье;
• развивать мелкую моторику.
36 заняти й

Ожидаемые результаты
 умеет относить предметы к определенной логической группе;
 умеет различать понятия «живое - не живое»;
 умеет различать слова, обозначающие предмет (кто это?), признак предмета
(какой?), действие (что делает?);
 умеет употреблять в речи правильную грамматическую форму слов, обозн а-
чающих предмет, признак предмета, действие;
 различает понятия «звук» , «слог», «слово», «предложение»;

Страница 19

 владеет навыком словообразования;
 владеет приемами артикуляционной гимнастики;
 различает слова по звучанию и протяжности;
 умеет интонационно выражать радость, удивление, недовольство;
 различает на слух все речевые звуки; с оотносит звуки с образом буквы;
 читает слова из 3 -4 букв;
 умеет определять 1й звук в слове;
 составляет предложение с заданным словом.

3 блок « Художественно -эстетическ ий»
Условия реализации программы
Программа разделена на два модуля :
Модуль 1 - Нетрадиционные техники рисования
Доступность использования нетрадиционных техник определяется возра с-
тными особенностями дошкольников. Для детей старшего дошкольного возраста
техники усложняются, так как рисунки дополняются более сложным художестве н-
ным обра зом. Такие техники как гратаж, монотипия, рисование по мокрой бумаге.
Модуль 2 – Художественный (р учной труд )
(бросовый и природный материал)
Практическая работа с разнообразным бросовым и природным материалом
побуждает детей к творчеству, предусматривает развитие навыков ручного труда,
конструирования, знакомит с приемами работы с различными инструментами, ра з-
вивает мелкую моторику рук. Работая с различными материалами, дети знакомятся
с их свойствами, структурой.

Срок освоения, объем про граммы, формы и режим занятий
Срок реализации программы определяется содержанием программы и с о-
ставляет 2 года. Общее количество учебных часов – 36 часов в год. П родолжител ь-
ность заняти й:
 старший возраст 20 – 25 мин.
 подготовительный к школе возраст 25 -30 мин.
Формы работы с детьми:
1. Игры и обыгрывание созданных рукотворных изделий.
2. Индивидуальная работа.
3. Выставки.
4. Участие в конкурсах.

Методика работы с детьми строится на следующих принципах:
1. Отбор содержания, доступного детям конкретной возрастной группы (средний,
старший или подготовительный к школе возраст).
2. Постепенное усложнение программного содержания, методов и приёмов рук о-
водства детской деятельностью.
3. Индивидуальный подход к детям.
4. Систематичность.
5. Поощрение инициативного фантазирования.

Страница 20

Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе дети:
 освоят правила безопасности во время работы;
 освоят техники рисования нетрадиционными способами, разные техники а п-
пликации;
 научатся различным приемам работы с бросовыми и природными материалами;
 научатся следовать устным инструкциям, создавать художественные изделия;
 смогут создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композ и-
ции;
 разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, ме л-
кую моторику рук и глазомер.

Формы подведения итогов реализации программы в течение года:
 Организация еженедельных выставок детских работ для родителей.
 Тематические выставки в ДОУ.
 Участие в творческих конкурсах.

КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п
Месяц Тема занятия Кол -
во
часов
Задачи
1 Сентябрь = = 1= =
2= = 1= =
3= Нетрадиционное
рисование =
«Осень рыжей
кистью раскр а-
сила все листья» =
1= Познакомить детей с техникой р и-
сования мятой бумагой. Воспит ы-
вать умение замечать кра соту
осенней природы. Развивать воо б-
ражение, фантазию. =
4= Ручной труд =
«Солнышко» =
1= Развивать аппликативные спосо б-
ности. Тренировать и развивать
мелкую моторику рук. Соблюдать
правила безопасности при работе с
ножницами. =
5= Октябрь = Нетрадиционное
рисование =
«Медведь» =
(рисование ты ч-
ком) =
1= Учить рисовать животных в нетр а-
диционной технике –=тычком жес т-
кой кистью. Закреплять умение р и-
совать кончиком мягкой кисти
мелкие детали рисунка. Воспит ы-
вать любознательность, интерес к
творчеству. =

Страница 21

6 Ручной труд
«Осеннее дер е-
во »
1 Развивать аппликативные спосо б-
ности. Тренировать и развивать
мелкую моторику рук. Развивать
фантазию и воображение. Восп и-
тывать усидчивость, аккуратность,
самостоятельность. Соблюдать
правила безопасности при работе с
ножницами.
8 Нетрадиционное
рисование
«Осенние л и-
стья»
(рисование с о-
лью)
1 Учить работать в новой технике –
рисование солью . Развивать худ о-
жественно – эстетические спосо б-
ности детей. Воспитывать худож е-
ственный вкус, аккуратность в р а-
боте, чувство прекрасного, сам о-
стоятельность.
9 Ручной труд
«Ежик в лесу »

1 Продолжать учить детей констру и-
рованию из бумаги. Развивать ме л-
кую моторику рук, воображение,
творческие способности.
10 Ноябрь Нетрадиционное
рисование
«Горы» (рисов а-
ние на мятой б у-
маге)

1 Познакомить детей с техникой р и-
сования на мятой бумаге. Развитие
творческих способностей у детей
дошкольного возраста. Воспит ы-
вать аккуратность при работе с
красками.
11 Ручной труд
«Сказочное дер е-
во выросло в л е-
су»
1 Формировать умение выполнять
разные способы лепки (барельеф).
Учить использовать природный
материал для создания выраз и-
тельного образа. Воспитывать и н-
терес к творчеству.
12 Нетрадиционное
рисование
«Осенние л и-
стья» (рисование
солью)

1 Учить работать в новой технике –
рисование солью . Развивать х у-
дожественно – эстетические сп о-
собности детей. Воспитывать х у-
дожественный вкус, аккуратность в
работе, чувство прекрасного, сам о-
стоятельность.
13 Ручной труд
«Весёлые магн и-
тики»
1 Знакомить детей с техникой «дек у-
паж». Воспитывать желание сд е-
лать сюрприз для родителей с во и-
ми руками. Развивать детское
творчество.
14 Декабрь Ручной труд 1 Развивать комбинаторные и комп о-

Страница 22

«Макарония » зиционные умения детей: соста в-
лять изображение из нескольких
частей, красиво размещать на о с-
нове. Воспитывать самостоятел ь-
ность инициативность.
15 Нетрадиционное
рисование
«Мороженое»
(мыльные пуз ы-
ри)
1 Познакомить детей с нетрадицио н-
ной техникой рисования – мыл ь-
ными пузырями. Тренировать ме л-
кую моторику кистей рук. Разв и-
вать умение правильно располагать
на листе детали изображения, с о-
блюдать пропорции. Воспитывать
аккуратность при рисовании.
16 Ручной труд
«Снеговик в г о-
роде»
1 Воспитывать любовь к родному г о-
роду. Продолжать знакомить детей
с техникой изготовления объемной
аппликации из ватных дисков.
Учить создавать на картинке п е-
редний и задний фон. Развивать
творческие способности детей.
17 Нетрадиционное
рисование
«Морозные уз о-
ры» (свеча + ак-
варель)
1 Вызывать интерес к зимним явл е-
ниям природы. Помочь освоить н о-
вый способ рисования – свечой.
Совершенствовать умения и нав ы-
ки в свободном экспериментиров а-
нии с изобразительным матери а-
лом.
18 Январь Нетрадиционное
рисование
«Снежинка »
1 Познакомить детей с новой техн и-
кой рисования – «граттаж». У п-
ражнять в использовании таких
средств выразительности, как л и-
ния, штрих. Продолжать развивать
фантазию и воображение детей.
19 Ручной труд
«Звёздочки та н-
цуют»
1 Познакомить детей с элементами
техники квиллинг. Учить детей
скатывать полоски бумаги. Ри т-
мично располагать заготовки на
шаблоне. Развивать восприятие
объемных форм в трехмерном пр о-
странстве.
20 Нетрадиционное 1 Продолжать знакомить детей с

Страница 23

рисование
«Северное си я-
ние» (ниткогр а-
фия)

техникой «ниткография». Разв и-
вать цветовое восприятие, умение
подбирать для своей композиции
соответствующие цветовые соч е-
тания, развивать фантазию, творч е-
ское мышление.
21 Февраль Ручной труд
«Привет с С е-
верного полюса»
1 Научить детей формировать из
фрагмента бумажной салфетки с
использованием клея ПВА «сне ж-
ную массу». Научить использовать
разные виды материала: фольга,
бумажные салфетки, шерстяные
нитки. Развивать глазомер, пр о-
странственное мышление, мотор и-
ку рук. Воспитывать аккуратность
при выполнении работы, интерес к
творческой деятельности.
22 Нетрадиционное
рисование
«Зимний лес»

1
23 Ручной труд
«Палатка»

1 Продолжать учить детей констру и-
рованию из бумаги. Развивать ме л-
кую моторику рук, воображение,
творческие способности.
24 1
25 Март Ручной труд
«Букет к 8 Ма р-
та»

1 вызвать интерес к созданию крас и-
вого букета из ватных дисков, ра з-
вивать моторику кончиков пальцев
рук, чувство ритма, развивать эст е-
тическое восприятие, вкус, восп и-
тывать желание радовать любимого
человека.
26
27 Нетрадиционное
рисование
«Листья волше б-
ного леса»
1 Познакомить детей с новой техн и-
кой нетрадиционного рисования –
зейнтангл. Развивать уверенность
в своих силах. Развивать художес т-
венно - образное и творческое
мышление, усидчивость, внимание,
зрительное восприятие и простра н-

Страница 24

ственную ориентировку.
28 Ручной труд
«Звонкие кол о-
кольчики»

1 Учить детей создавать объёмные
полые поделки из солёного теста.
Показать разные приёмы оформл е-
ния фигурок – украшение мелкими
деталями, процарапывание узора,
штампование колпачками от фл о-
мастеров. Показать приёмы росп и-
си готовых высохших изделий
красками. Развивать чувство фо р-
мы, пропорций.
29 Апрель Н етрадиционное
рисование
«Космос»
1 Обучение различным способам
изображения космоса. Соверше н-
ствование практических навыков
владения восковыми мелками и а к-
варелью.
30 Ручной труд
«Весеннее со л-
нышко»
1 Уточнять знания детей о приметах
весны, закреплять навыки работы
с соленым тестом, развивать ме л-
кую моторику рук, фантазию, во с-
питывать интерес к работе, учить
радоваться своему результату.
31 Нетрадиционное
рисование
«Весна»
1 Развивать умение смешивать кра с-
ки для получения нужного цвета,
пользоваться палитрой. Формир о-
вать эмоциональную отзывчивость
на весенние изменения в природе.
Воспитывать эстетическое воспр и-
ятие и любовь к природе.
32 Ручной труд
Мозаика из ско р-
лупы «Калейд о-
скоп»

1 Научить детей работать с хрупким
материалом – скорлупой яиц. Ра з-
вивать эстетический вкус, умение
проявлять самостоятельность и
творческие способности в выборе
цветовой гаммы.
33 Май Нетрадиционное
рисование
«Бабочка»

1 Совершенствовать умение детей
рисовать в технике «монотипия».
Развивать пространственное мы ш-
ление. Знакомить с симметрией и
ассиметрией в природе.
34 Ручной труд 1 Обучать умению плести браслеты

Страница 25

Браслетик -
амулетик»
из узелков используя технику м а-
краме. Делать на концах косички и
закреплять их с помощью узелков.
35 Нетрадиционное
рисование
«Цветок»
1 Знакомить детей с новой техникой
– «мозаичное рисование». Разв и-
вать графические навыки. Восп и-
тывать чувство любви к окружа ю-
щему миру.
36 Ручной труд
«Цветной пл а-
стилиновый мир»
1 Создать условия для обучения д е-
тей изображению живого объекта с
передачей сходства с реальным о б-
разом посредством нетрадицио н-
ной техники – пластилинографии.

4 блок « Конструктивно -модельн ый»
Данн ое направление актуальн о тем, что раскрывает для старшего дошк о-
льника мир конструирования и объемного моделирования. Конструирование
больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития те х-
нических способностей детей.
Конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментиров а-
нием, а, следовательно, активизирует мыслительно -речевую деятельность до-
школьников, развивает конструкторские способности, техническое и инжене р-
ное мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и
самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий ур о-
вень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из соста в-
ляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
Использование конструк торов разных видов, является великолепным
средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее
интеграцию различных ви дов деятельности. Программа носит интегрированный
характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении.
Конструирование не только увлекательное, но и полезное занятие детей
дошкольного возраста. Конструирование развивает образное мышление и воо б-
ражение, творческие способности детей дошкольного возраста, приобретаются
навыки исследовательской деятельности, усваиваются сенсорные эталоны, ре-
бенок знакомится с математическими представлениями.
Конструктивно -модельная деятельность дает возможность знакомить д е-
тей с объемными геометрическими фигурами, входящими в состав констру к-
торов, формировать интерес к конструктивному экспериментированию, об о-
гащать сенсорный опыт детей.
В возрасте 5 лет используются графические постройки, появляется сам о-
стоятель ность при решении творческих задач. Данное направление предлагает
использовать графические модели, которые способствуют развитию гибкости
мышления.

Страница 26

В возрасте 6-7 лет в работу с детьми необходимо включать элементы эк с-
периментирования, которые ставят детей в условия свободного выбора страт е-
гии работы, проверки выбранного ими способа решения творческой задачи и
его исправления.
Конструктивно -модельная деятельность состоит из двух модулей. У к а-
ждого модуля свои предметные цели и задачи.

Модуль «Плоскостное моделирование»
Цель: исследование многоугольников, конструирование и сравнительный
анализ их свойств.
Задачи:
1) обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные
умоза ключения на основе проведённого анализа;
2) изучение и конструирование различных видов многоугольников;
3) обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного
про екта;
4) обучение различным видам конструирования.
5) знакомство с симметрией, конструирование узоров и орнаментов.
6) развитие комбинаторных способностей;
7) совершенствование навыков классификации;
8) развитие умения мысленно разделить предмет на составные части и собрать из
ча стей целое.
9) воспитание трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к в ы-
полняе мой работе, уважительного отношения к человеку -тво рцу, умения с о-
трудничать с другими людьми.
Модуль «Объемное моделирование»
Цель: исследование многогранников, конструирование и сравнительный
анализ их свойств.
Задачи:
1) выделение многогранников из предметной среды окружающего мира;
2) изучение и конструирован ие различных видов многогранников;
3) исследование «объема» многогранников.
4) формирование целостного восприятия предмета;
5) развитие конструктивного воображения при создании постройки по собстве н-
ному за мыслу, по предложенной или свободно выбранной теме;
развитие умения сотрудничать, договариваться друг с другом в процессе орг а-
низации и проведения совместных конструкторских проектов.
Структура непосредственной образовательной деятельности

Первая часть занятия – это упражнение на развитие логического мышл е-
ния (длительность – 10 минут).
Цель первой части – развитие элементов логи ческого мышления.
Основными задачами являются:
1. Совершенствование навыков классификации.
2. Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правил ь-

Страница 27

ные умозаключения на основе проведенного анализа.
3. Активизация памяти и внимания.
4. Ознакомление с множествами и принципами симметрии.
5. Развитие комбинаторных способностей.
6. Закрепление навыков ориентирования в пространстве.

Вторая часть – практическое конструирование.
Цель второй части – развитие способностей к наглядному моделированию.
Основные задачи:
Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенн о-
сти, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и
строением.
1. Обучение планированию процесса создания собственной модели и совмес т-
ного проекта.
2. Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки
по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.
3. Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога
и передавать особенности предметов средствами конструктора.
4. Развитие речи и коммуникативных способностей.

Третья часть – обыгрывание построек, выставка работ.

КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



М есяц Тема занятий Содержание деятельности
Модуль « Плоскостное моделирование »

1. Сентябрь = Составление фигуры
по схеме =«Геометр и-
ческие деревья». =
Сказка «Геометрический лес» -=находим
в =геометрическом лесу заданные фиг у-
ры. = Конструируем фигуры «дерево»,
«ель», =«пенек». Понятия «треугольник», =
«прямоугольник», «квадрат». =
2= Сентябрь = Составление фигуры
по схеме «Хитрая
лиса». =
Сказка «Геометрический лес» -=находим
в геометрическом лесу заданные фигуры. =
Конструируем фигуру «лиса», Понятия =
«треугольник»,«прямоугольник», =
«квадрат». =
3= Октябрь = Конструируем по
схеме =«Белка» =
Познакомить детей с диким животным –
белкой. Закрепить название частей ко н-
структора из которых можно сконстру и-
ровать животное. Учить работать по о б-
разцу и самостоятельно. Формировать
умение анализировать, с равнивать дет а-
ли, закрепить знание геометрических

Страница 28

форм и счет.
4 Октябрь Водный транс порт.
Корабль.
Расширить представление о водном
транспорте. Учить детей составлять об ъ-
емную модель водного транспортного
средства с опорой схему. Учить ра ботать
в группе, помогать то варищам. Развивать
конструкторские способности, фантазию,
воображение.
5 Ноябрь Конструируем
по образцу
«Кот»
Познакомить детей с домашним живо т-
ным – котом. Закрепить название частей
конструктора, из которых можно сконс т-
руировать животное. Учить работать по
образцу и самостоятельно. Формировать
умение анализировать, сравнивать дет а-
ли, закрепить знание геометрических
форм и счет.
6 Ноябрь «Зайчонок » Познакомить детей с жителем леса - за й-
цем, особенностями его строения. Закр е-
пить назва ние частей конструктора из
которых можно сконструировать живо т-
ное. Учить работать по образцу и сам о-
стоятельно. Формировать уме ние анал и-
зир овать, сравнивать детали, закре пить
знание геометрических форм и счет.
7 Декабрь «Сказочные дома
дл я гномов »
Познакомить детей с составлением ге о-
метрических как шар, икосаэдр, усече н-
ный куб.
8 Декабрь Составление сюже т-
ной композиции
«Дед мороз и Снег у-
рочка спешат на е л-
ку»
Учить детей составлять сюжетную ко м-
позицию на плоскости. Учить работать
по образцу и самостоятельно.
Формировать умение анализировать,
сравнивать детали, закрепить знание
геометрических форм и счет.
9 Январь Самостоятельное
конструирование
по теме «Цветы».
Внимательно рассматривать и анализ и-
ровать простые по конструкции образы и
находить адекватные способы работы по
их воссозданию. Соединение деталей в
заданной последовательности «вверх»,
«вниз», «между», «над», «под», «справа»,
«слева». Конструирование по собстве н-
ному выбору – по выбранной схеме.
10 Февраль Проект «Теремок». Вычисление возможных вариантов ко м-
бинирования фигур по форме – квадрат,
прямоугольник, треугольник. Комбин и-

Страница 29

рование по форме. Конструирование по
схеме. Самостоятельно подбирать дет а-
ли.
11 Февраль Проект «Теремок». Вычисление возможных вариантов ко м-
бинирования фигур по форме – квадрат,
прямоугольник, треугольник. Комбин и-
рование по форме. Конструирование по
схеме. Самостоятельно подбирать дет а-
ли.
12 Март Конструирование
«Три медведя».

Поиск и сравнение предметов кубич е-
ской формы – «большой», «маленький».
Понятия «большой», «маленький». Д е-
ление из окружающего мира и констру и-
рование предметов кубической формы.
Поиск предметов кубической формы.
Конструирование куба по образцу.
13 Март «М орские жители.
Морская черепаха »
Учить детей конструировать по зада н-
ным условиям . Самостоятельно подб и-
рать детали, выбирать и осуще ствлять
наиболее подходя щие приемы практич е-
ской работы. Расширить представле ния о
морских обитателя - черепа хах. Восп и-
тывать заботливое и бережное от -
ношение к животным.
14 Апрель Конструирование
фигур «звезда»,
«комета». Проект
«Звездное небо».
Конструирование по заданным условиям .
Самостоятельно подбирать детали, в ы-
бирать и осуществлять наиболее подх о-
дящие приемы практической работы, с о-
ответствующие заданию.
15 Апрель Конструирование
фигур – «звезда»,
«комета». Проект
«Звездное небо».
Конструирование по заданным условиям .
Самостоятельно подбирать детали, в ы-
бирать и осуществлять наиболее подх о-
дящие приемы практической работы, с о-
ответствующие заданию.
16 Май Составление с ю же т-
ной композиции
«Зимовье зверей»
Поиск деталей конструктора заданной
формы. Развивать общие представления
о множестве: умение формировать мн о-
жества по заданным основаниям, видеть
составные части множества, в которых
предметы отличаются определенными
признаками.
17 Май Составление сюже т-
ной композиции
«Зимовье зверей»
Поиск деталей конструктора заданной
формы. Развивать общие представления
о множестве: умение формировать мн о-
жества по заданным основаниям, видеть

Страница 30

составные части множества, в которых
предметы отличаются определенными
признаками.
Модуль «Объемное моделирование»

1 Сентябрь «Ракета » Расширить представления детей о ко с-
мосе, планетах. Учить строить объ емные
фигуры ракеты опираясь на картинку.
Воспитывать умение слушать товарища,
ув ажительно относиться к чужому
мнению.
2 Октябрь «Грузовой автом о-
биль»
Учить детей конструировать по зада н-
ным условиям . Самостоятельно подб и-
рать детали, выбирать и осуще ствлять
наиболее подходя щие приемы практич е-
ской работы. Формиро вать навыки ко л-
лективной работы. Воспиты вать уваж и-
тельное отношение к сверстникам.
3 Октябрь «Дома ». Закрепить понятие геометрические тела
такие как куб, пирамида, треугольная,
четырехугольная. На основе их строить
дома простые одноэтажные и двухэта ж-
ные с балконом.
4 Ноябрь «П одъемный кран » Закреплять знания о городском тран с-
порте. Развивать наблюдательность,
внимание, память, учить стро ить кран.
5 Ноябрь «М ост » Учить с троить сложную постройку из
конструктора, применять понятии пр о-
странственного ориентирования (сзади,
спереди, сбоку и т.д.)
6 Декабрь «Сказочно крас и-
вый дом »
Познакомить детей с архитектурой зд а-
ний. Учить строить простей шие модели
до ма по схеме. Учить закладывать пр о-
грамму определения цвета белого или
черного.
7 Декабрь «Цирк » Учить детей конструировать по зада н-
ным условиям . Самостоятельно подб и-
рать детали, выбирать и осуществлять
наиболее подходя щие приемы практич е-
ской работы. Расширить представления о
цирке. Познакомить с про фессией дре с-
сировщик. Воспитывать заботли вое и
бережное отношение к животным.

Страница 31

8 Январь «Д ома. Колодец у
дома, домик для с о-
бачки »
Закрепить понятие геометрические тела
такие как куб, пирамида, треугольная,
четырехугольная. На основе их строить
дома простые одноэтажные и двухэта ж-
ные с балконом.
9 Февраль «Самолет » Познакомить с военной техникой. Учить
детей составлять объемную модель
транспортного средства с опорой схему.
Учить работать в группе, помогать тов а-
рищам. Развивать конструкторские сп о-
собности, фантазию, воображение.
10 Февраль «Жил на свете один
человечек» (п о-
стройка из деталей
конструктора LEGO
фигуры человечка)
Ознакомить детей с конструктором
LEGO . Обучить построению ступенч а-
той крыши над крылеч ком. Развить н а-
выки анализа образца и моделирования в
соответствии с образцом фигурки чел о-
вечка.
11 Март «Новый теремок для
зверей»

Развивать умение видеть конструкцию
объекта и анализировать ее основные
части. Учить конструировать домик к у-
бической формы. Развивать мелкую м о-
торику пальцев рук. Взрослый помогает
соединить кубы между собой в один
большой теремок и сделать крышу.
12 Март «Птица » Повторяем понятие «пятиуго льник».
Учимся конструировать плоскостные
ТИКО - фигуры по схеме . Развиваем
мелкую моторику
13 Апрель «Ракета » Расширить представления детей о ко с-
мосе, планетах. Учить строить объемные
фигуры ракеты опираясь на картинку.
Совершенствовать умение конструир о-
вать объёмные ТИКО – фигуры по о б-
разцу.
14 Апрель «Домики и гаражи »
(конструктор Лего)
Учить видоизменять образец, данный
воспитателем, по определённым услов и-
ям.
15 Май «Лиса» Самостоятельная работа по схеме
16 Май «Я – фантазёр » Задания на развитие воображения, тво р-
ческой активности. Учить конструир о-
вать из определённого набора деталей.

Страница 32